Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 831-р утверждена Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года.

3.3.3. Анализ развития отраслевой кластерной структуры и политики

3.3.3. Анализ развития отраслевой кластерной структуры

и политики

Кластерная структура автомобильной промышленности Российской Федерации имеет ярко выраженный характер (рисунок 12).

Развитие действующих кластерных форм и государственная поддержка кластерных инициатив - один из приоритетов развития экономики Российской Федерации, определенный базовыми документами стратегического развития страны, в том числе Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Кластерная политика в приложении к автомобильной и автокомпонентной отрасли реализуется в настоящее время по нескольким направлениям (рисунок 18).

Анализ действующего законодательства и программ развития регионов размещения автопроизводителей, сформированных на основании характерных признаков, определенных в приложении к "Методическим рекомендациям по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации" от 26.12.2008 N 20636-АК/Д19, позволил выделить такие формы кластерного развития, как инновационные территориальные кластеры, центры кластерного развития малого и среднего бизнеса, а также отдельные объекты инфраструктуры кластерного развития - промышленные парки и технопарки.

При этом четко определенным на законодательном уровне является только статус особых экономических зон (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").

В настоящее время сформированы две особые экономические зоны промышленно-производственного типа с основной ориентацией на автомобилестроение: особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) "Алабуга" в Республике Татарстан и ОЭЗ "Тольятти" в Самарской области, а также две ОЭЗ промышленно-производственного типа (далее - ППТ) "Липецк" и "Людиново" Калужской области, на территории которых расположены производства автокомпонентов.

┌────────────────────┐

│ Кластерная политика│

│Российской Федерации│

└────────────────────┘

┌────────────────────┐

│ Автомобильные │

│ кластеры │

└──────────┬─────────┘

┌────────────────────────────┬───────────┴───────┬─────────────────────────────────────┐

│ │ │ │

┌─────┴─────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌──────┴──────┐ ┌────────────┴───────┐

│ Инновационные │ │ Особые │ │ Центры │ │Индустриальные парки│

│территориальные│ │ экономические │ │ кластерного │ │ (по инициативе │

│ кластеры │ │ зоны │ │ развития │ │субъектов Российской│

└┬──────────────┘ └┬──────────────┘ └┬────────────┘ │ Федерации) │

│ │ │ └┬───────────────────┘

│ │ │ ┌──────────────────────────┐ │ ┌───────────────────┐

│ ┌─────────────────────┐ │ ┌────────────┐ │ │ ОАО "Агентство │ │ │В Калужской области│

│ │Камский инновационный│ ├─┤ "Тольятти" │ ├─┤инновационного развития - │ ├─┤ ("Грабцево") │

├─┤ территориально- │ │ └────────────┘ │ │Центр кластерного развития│ │ └───────────────────┘

│ │ производственный │ │ │ │ Калужской области │ │ ┌───────────────────┐

│ │ кластер │ │ ┌────────────┐ │ └──────────────────────────┘ │ │ В Ленинградской │

│ └─────────────────────┘ ├─┤ "Алабуга" │ │ ┌──────────────────────────┐ └─┤ области (проект) │

│ ┌─────────────────────┐ │ └────────────┘ │ │Центр кластерного развития│ └───────────────────┘

│ │ Нижегородский │ │ │ │Санкт-Петербурга субъектов│

│ │ индустриальный │ │ ┌───────────────┐ ├─┤ малого и среднего │

└─┤инновационный кластер│ │ │Калининградская│ │ │ предпринимательства │

│ в области │ └─┤область (проект│ │ └──────────────────────────┘

│автомобилестроения │ │автомобильного │ │ ┌──────────────────────────┐

│ и нефтехимии │ │ кластера) │ │ │Центр кластерного развития│

└─────────────────────┘ └───────────────┘ └─┤ и кластерных инициатив │

│ Самарской области │

└──────────────────────────┘

Рисунок 19 - Структура реализации кластерной политики

Российской Федерации в области автомобилестроения

Существующее на текущий момент многообразие форм кластерного развития и отсутствие четко выраженной государственной политики в этом вопросе не позволяют однозначно сделать вывод о наибольшей эффективности каждой из выявленных форм (таблица 5).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г., а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям Минэкономразвития России, на основе конкурсного отбора в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства (далее - ГЧП) в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям был сформирован перечень пилотных проектов инновационных территориальных кластеров (в числе которых: Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан и Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии), получивших государственную поддержку реализации программ их развития.

Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию на заседании 29 мая 2013 г. (протокол N 17-АК) одобрены Методические материалы по разработке и реализации программы развития инновационного территориального кластера.