Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 831-р утверждена Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года.

3.2.1. Основные характеристики и показатели деятельности автомобильной промышленности

3.2.1. Основные характеристики и показатели деятельности

автомобильной промышленности

Общие производственные мощности по выпуску автомобилей всех типов на начало 2012 года составляли 2934,66 тыс. шт. в год против 1993,34 тыс. шт. в год на начало 2003 года, т.е. выросли более чем в 1,47 раза (рисунок 11).

00000015.png

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация рисунков дана в соответствии с официальным текстом документа.

Рисунок 12 - Динамика развития производственных мощностей

Кластерное распределение созданных (заявленных производителями) уровней производственных мощностей заводов и фактический объем производства в 2012 году представлены на рисунке 12.

00000016.png

Рисунок 13 - Размещение основных

автопроизводителей и производителей автокомпонентов

на территории Российской Федерации

Из анализа динамики изменения производственных мощностей по сегментам автомобилестроения следует, что, несмотря на достижение показателей по производству продукции докризисных значений, производственные мощности остаются недозагруженными, что свидетельствует о потенциале удовлетворения потребности (даже в случае реализации оптимистических сценариев роста) внутреннего рынка за счет собственного производства.

Несмотря на недозагруженность, финансовые результаты деятельности предприятий автомобильной промышленности (рисунок 13) свидетельствуют о практически безубыточной хозяйственной деятельности компаний, за исключением 2009 года, на который пришелся "пик" экономического кризиса.

00000017.png

Рисунок 14 - Динамика рентабельности деятельности крупных

и средних организаций (без учета организаций с численностью

менее 15 чел.) по видам экономической деятельности

за период 2008 года - март 2013 года (по валовой

прибыли до налогообложения)

Рост доли материальных затрат (с 70% в 2009 году до 81,5% в 2011 году) сопровождался высокими темпами роста производительности труда в отрасли (в 2,2 раза в производстве автомобилей, в 2 раза - в производстве их частей и принадлежностей в 1,6 раза - в производстве кузовов, прицепов и контейнеров (рисунок 14). При этом негативным фактором для целей Стратегии является увеличение доли материальных затрат на приобретение импортируемых сырья, материалов и компонентов.

00000018.png

Рисунок 15 - Динамика изменения годовой производительности

труда по видам экономической деятельности в период 2008 -

2012 годов в стоимостном выражении (тыс. руб./чел. в год)

Динамика изменения структуры инвестиций в основной капитал по отрасли (рисунок 15) показывает, что наибольшую инвестиционную привлекательность имеет производство легковых автомобилей. За период посткризисного восстановления наблюдается равномерный прирост инвестиций в вышеуказанный сегмент, что фактически иллюстрирует развитие режима "промышленной сборки". Инвестиции в производство грузовых автомобилей стали расти в 2011 - 2012 годах (4,5 и 5,06 млрд. рублей соответственно).

Одновременно с тенденцией увеличения инвестиций в основной капитал в абсолютных показателях (в 2012 году объем достиг 56,2 млрд. руб.), доля инвестиций в автомобильную промышленность в общем объеме инвестиций по России снижается.

В относительных показателях объем инвестиций в основной капитал (к объему реализации) в целом по отрасли, оставаясь в общемировом тренде (около 3,5 - 4% от объема реализации продукции), имеет отрицательную динамику.

00000019.png

Рисунок 16 - Динамика структуры инвестиций в основной

капитал по видам экономической деятельности "производство

автомобилей, прицепов и полуприцепов" в период

2008 - 2012 годов