Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 831-р утверждена Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года.

3.1.2. Динамика и прогнозирование развития автомобильного рынка России

3.1.2. Динамика и прогнозирование развития автомобильного

рынка России

Автомобильный рынок России демонстрировал активный рост на протяжении всего периода посткризисного восстановления (2010 - 2012 годы) и превысил показатели докризисного уровня. Несмотря на наметившийся спад продаж в 2013 году, уровень автомобилизации в 267 автомобилей на 1000 человек (рисунок 2) позволяет прогнозировать долгосрочный рост рынка до уровня 300 и далее - 350 автомобилей на 1000 человек со средне-геометрическим годовым темпом прироста (compound annual growth rate) (далее - CAGR) 3% - 5% в год. К 2015 году ежегодный располагаемый доход населения может достичь 330 тыс. руб. (при условии стабильности цен на нефть), что будет соответствовать примерно 300 автомобилям на тысячу человек. Дальнейший рост напрямую будет зависеть от общемировой и российской экономической ситуации и, как следствие тенденций роста доходов населения, а также развития дорожной инфраструктуры крупных городов, где в основном сосредоточено потребление.

00000002.png

Рисунок 2 - Международные показатели автомобилизации

в зависимости от размера располагаемого дохода

В процессе актуализации Стратегии при проведении рыночного анализа и построении прогнозов развития был использован новый методологический подход. В отличие от методологии, использованной в ранее утвержденной Стратегии, где оценка рынка и прогноз его развития основывались на данных производителей и импортеров по реализации новых АТС в сети продаж, в актуализированной Стратегии рынок оценивается как спрос на автомобили, подтвержденный регистрациями новых и подержанных транспортных средств.

Стремительная динамика роста автомобильного рынка в 2010 - 2012 годах объясняется восстановлением общеэкономических показателей, эффективными мерами государственного регулирования автомобильной отрасли, а также эффектом низкой базы (рисунок 3).

00000003.png

Рисунок 3 - Динамика и распределение долей сегментов рынка

новых транспортных средств в 2007 - 2012 годах, тыс. шт.

Рынок подержанных автомобилей превышает рынок новых практически в два раза (рисунок 4). Объем всего рынка (спроса) в 2012 году составил 7 760 000 автотранспортных средств. На стабильном и растущем рынке доля подержанных автомобилей падает, а в период экономического кризиса растет. Важно отметить, что в момент экономического кризиса темпы падения рынка подержанных автомобилей гораздо ниже по сравнению с рынком новых.

00000004.png

Рисунок 4 - Динамика рынка новых и подержанных транспортных

средств в период 2007 - 2012 годы, тыс. шт.

Автомобильный рынок на 90% состоит из легковых автомобилей, при этом легкие коммерческие и грузовые автомобили занимают соответственно доли по 5%, а автобусы - 1%. (рисунок 5). Схожая структура рынка наблюдается и на развитых европейских рынках с поправкой на распределение долей в коммерческом транспорте (вследствие большой территории в России доля грузовых автомобилей выше среднеевропейской) (рисунок 6).

00000005.png

Рисунок 5 - Распределение долей сегментов рынка

новых и подержанных транспортных средств в период

2007 - 2012 годы

Российский рынок, быстро восстановившись после кризиса, и показав рост в 2012 году более 9% по отношению к 2011 году, стал вторым крупнейшим авторынком Европы, уступив лишь Германии.

00000006.png

Рисунок 6 - Структура автомобильных рынков стран ЕС

и положение России

Возрастная структура автомобильного парка России практически в каждом сегменте дает хороший потенциал для обновления. Средний возраст парка легковых и легких коммерческих автомобилей превышает 12 лет, грузовиков 19 лет, автобусов 15 лет, что крайне негативно сказывается на экологической ситуации и безопасности дорожного движения (далее - БДД). Однако создание нормативной правовой и налоговой базы стимулирования потребления автотранспортной техники высоких экологических классов при условии организации эффективной утилизационной инфраструктуры открывает новые возможности для долгосрочного роста автомобильного рынка.

Существует определенный экспортный потенциал, в то же время его перспективы зависят от развития компонентной базы, создаваемой на территории Российской Федерации, и конкурентоспособности производимой продукции.

По мнению экспертов, стоимость владения автомобилем в России в абсолютных значениях выше, чем на многих развитых рынках, а относительно личного располагаемого дохода - значительно выше. Этот фактор оказывает ключевое сдерживающее влияние для дальнейшего роста автомобильного рынка. Эффективное управление стоимостью владения автомобилем может стимулировать рост рынка и обновление автопарка.