Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 831-р утверждена Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года.

Таблица 8 - Основные факторы, влияющие на деятельность совместных предприятий

Таблица 8 - Основные факторы, влияющие на деятельность

совместных предприятий

"Плюсы"

"Минусы"

Локальные партнеры

1. Потенциальная возможность привлечения дополнительных инвестиций;

2. Новые технологии и компетенции;

3. Доступ к современным научно-техническим разработкам.

1. Жесткая привязанность потенциальных объемов производства к российскому рынку.

Глобальные партнеры

1. Облегчение вхождения предприятий на российский рынок;

2. Минимизация административных барьеров при организации производства;

3. Доступ к локальным рынкам и базам поставщиков.

1. Риск ухудшения репутации компании в случае снижения качества выпускаемой продукции;

2. Финансовые риски.

Общее для всех

1. Снижение риска инвестиций за счет совместного участия сторон в проекте;

2. Объединение технологических знаний и управленческого опыта участников может привести к возникновению новых возможностей развития бизнеса.

1. Риски потери управления;

2. Распределение прибыли между партнерами;

3. Необходимость согласования управленческих решений.

Ключевые принципы партнерства отечественных и зарубежных предприятий можно сформулировать в следующем виде.

1. Распределение вкладов партнеров в проект:

а) вклад зарубежных партнеров состоит в трансферте новых технологий и внедрении бизнес-процессов, необходимых для эффективного развития предприятия;

б) вкладом отечественных партнеров могут стать производственная площадка, инфраструктура и административная поддержка проекта.

2. Совместное предприятие должно ориентироваться не только на российский рынок, но и стремиться к выходу на мировой рынок.

Абсолютное большинство производителей автомобильных компонентов первого уровня территориально располагаются в ключевых промышленных кластерах, как традиционных (Приволжский: Нижний Новгород, Самара, Тольятти, Елабуга, Набережные Челны), так и в относительно новых (Калужский, Северо-Западный: Санкт-Петербург и Калининград) (рисунок 22).

00000026.png

Рисунок 23 - Кластерная структура Российской Федерации

Это обусловлено стремлением к выгодному расположению собственных производств по отношению к потенциальным потребителям продукции (автопроизводителям), а также возможностью использования существующих льгот и преференций, предлагаемых Правительством Российской Федерации органами власти субъектов Российской Федерации, таких как льготные тарифы на энергоресурсы, водоснабжение и водоотвод, условия аренды и льготное налогообложение.

В настоящий момент далеко не все производители автомобильных компонентов второго и третьего уровней расположены в кластерах, что негативно сказывается на их экономическом состоянии.

Ключевыми проблемами российской отрасли производства автомобильных компонентов, мешающими дальнейшей локализации и росту уровня добавленной стоимости отечественной продукции, являются нижеследующие.

а). Высокая себестоимость производства комплектующих вследствие:

- высоких затрат на логистику;

- высокой стоимости подключения и использования энергоресурсов;

- низкой эффективности производства предприятий - производителей автомобильных компонентов второго и третьего уровней. Одной из ключевых проблем отечественных предприятий является отсутствие системы менеджмента качества, использование сильно изношенного и устаревшего оборудования, неэффективная организация рабочих процессов и недостаточная скорость реагирования на изменяющиеся потребности автопроизводителей и производителей автомобильных компонентов первого уровня;

- высокой стоимости производства оснастки на территории России или ее импорта.

б). Ограниченность рынка внутренними объемами производства и потребления (отсутствие эффекта масштаба) в силу слабой экспортной ориентированности. Иностранные производители предпочитают импортировать компоненты, производимые на уже работающих предприятиях в других странах, а не локализовывать их производство в России.

в). Отсутствие собственной интеллектуальной и технологической базы, вызванное стагнацией и недофинансированием отечественных НИОКР.

г). Длительный период и высокая стоимость валидационных испытаний, санкционируемых автопроизводителями в случае необходимости замены изначально предусмотренных комплектующих или типов сырья на российские аналоги.

д). Необеспеченность отрасли производства автомобильных компонентов отечественным сырьем и материалами. Объемы и уровень качества сырья и продуктов его переработки, выпускаемых отечественными производителями, не соответствуют требованиям, предъявляемым заказчиками.

е). Недостаточная развитость логистической инфраструктуры в условиях больших расстояний, сложных и разнообразных климатических факторов:

- общее состояние транспортных магистралей и путей сообщения в России;

- отсутствие у логистических операторов специального транспорта для перевозки опасных материалов;

- значительная нехватка складских площадей на маршрутах перевозок грузов.