Система мониторинга загрязнения окружающей среды

Развитие государственной системы мониторинга загрязнения окружающей среды предусматривает решение целевых задач, связанных с мониторингом загрязнения атмосферного воздуха, качества поверхностных вод, почв и особо охраняемых территорий.

В части задач, связанных с мониторингом загрязнения атмосферного воздуха, предполагается осуществить:

проведение регулярных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и их оптимизацию путем увеличения частоты наблюдений, расширения до международных требований перечня определяемых вредных примесей с учетом выбросов в атмосферу от источников загрязнения в городах с населением свыше 100 тыс. жителей и крупных промышленных центрах;

определение и прогнозирование периодов неблагоприятных метеоусловий, способствующих накоплению вредных примесей в приземном слое воздуха, оказывающих негативное влияние на здоровье населения;

поэтапное внедрение автоматизированных систем непрерывного измерения содержания основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов;

завершение формирования сети пунктов наблюдений за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферный воздух, в соответствии с международными соглашениями.

В части мониторинга качества поверхностных вод предполагается осуществить:

организацию регулярных наблюдений на наиболее важных в природоохранном, рыбохозяйственном и рекреационном отношении поверхностных водных объектах и их частях;

оптимизацию сети пунктов наблюдений на водных объектах с учетом изменившейся антропогенной нагрузки;

развитие мониторинга поверхностных морских и пресных вод на трансграничных участках в соответствии с международными соглашениями в области охраны и использования трансграничных вод, а также организацию наблюдений за расходом воды для оценки трансграничного переноса загрязняющих веществ;

организацию комплексного мониторинга текущего состояния и уровня загрязнения морской среды (вода и донные отложения) в соответствии с требованиями международных конвенций по защите Балтийского, Черного и Каспийского морей от загрязнения.

В части мониторинга почв предполагается осуществить:

создание единой сети пунктов наблюдений комплексного мониторинга земель, различных по характеру хозяйственного использования и видам воздействия на них (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), включающего агрохимические, эколого-токсикологические и радиоэкологические обследования почв, а также оценку деградационных процессов и химического загрязнения;

модернизацию сети пунктов наблюдений за загрязнением почв в местах влияния наиболее существенных источников загрязнения в рамках локального мониторинга окружающей среды.

В части мониторинга особо охраняемых природных территорий предполагается осуществить:

развитие сети комплексного мониторинга на особо охраняемых природных территориях, в том числе в заповедниках и национальных парках, а также в заказниках республиканского значения, имеющих международный статус или находящихся в районах, подвергающихся значительным антропогенным воздействиям;

организацию мониторинга загрязнения окружающей среды вдоль крупных транспортных магистралей (автомобильные и железные дороги, зоны интенсивного судоходства, воздушные коридоры);

организацию мониторинга и прогнозирование последствий загрязнения окружающей среды в зонах чрезвычайных экологических ситуаций, в частности в зонах лесных пожаров.

Мероприятия по развитию системы мониторинга загрязнения окружающей среды планируется реализовать в 2 этапа.

На первом этапе (до 2012 года) предполагается осуществить:

выполнение неотложных работ по модернизации и развитию государственного мониторинга загрязнения окружающей среды;

реализацию мероприятий, создающих правовые, методические, информационные и материально-технические условия интеграции данных государственной системы мониторинга;

обеспечение интеграции федеральных, территориальных и локальных сетей наблюдений, а также интеграции информационных потоков с использованием геоинформационных технологий;

разработку регламентов управления информационными потоками при межведомственном взаимодействии, в том числе в части правовых основ ее использования при разработке федеральных и территориальных прогнозов социально-экономического развития, размещении объектов экономики и инфраструктуры;

обеспечение создания и развития территориальных подсистем мониторинга в субъектах Российской Федерации и населенных пунктах с наиболее напряженной экологической обстановкой;

расширение возможностей для потребителей по доступу к данным, в том числе с использованием сети Интернет;

проведение полной технико-экономической оценки проблемы технического переоснащения и внедрения элементов автоматизированных методов и средств мониторинга загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации;

формирование проекта целевой программы на последующий период по технологическому и техническому переоснащению сети пунктов наблюдений, внедрению автоматизированных и автоматических методов и средств мониторинга загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации.

На втором этапе (с 2013 года) предполагается осуществить:

поддержание функционирования государственной системы мониторинга на территории Российской Федерации, продолжение работы по ее развитию и совершенствованию;

выполнение всего комплекса мероприятий целевой программы, обеспечивающих решение задач оценки и прогноза состояния окружающей среды и природных ресурсов с использованием современных технических средств мониторинга и информационных технологий, и полноценное включение информационной продукции государственного мониторинга окружающей среды в систему принятия решений и оценки итогов развития на всех уровнях государственного управления.