Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5.2. Классификация и функции судоремонтных и промышленных предприятий

5.2. Классификация и функции судоремонтных

и промышленных предприятий

5.2.1. Предприятия, выполняющие ремонт, техническое и хозяйственное обслуживание судов Министерства речного флота, разделяются на:

- судостроительно-судоремонтные заводы (ССРЗ);

- судоремонтно-механические заводы (СРМЗ);

- судоремонтные заводы (СРЗ);

- судоремонтные мастерские (СРМ);

- ремонтно-эксплуатационные базы флота (РЭБы);

- отстойно-ремонтные пункты (ОРПы);

- судостроительные верфи (СВ);

- подсобные предприятия: мастерские портов, агентств и пристаней, технических участков пути или районов гидросооружений (ПП):

- предприятия, не имеющие закрепленного флота, но участвующие в его техническом обслуживании в порядке кооперации (З).

В составе отдельных предприятий создаются специализированные участки и цехи по централизованному ремонту механизмов, электрооборудования, а также судов на подводных крыльях.

Кроме того, предприятия разделяются на группы по показателям, устанавливаемым Государственным комитетом по вопросам труда и заработной платы при Совете Министров СССР.

В соответствии с действующими положениями предприятия должны специализироваться на ремонте (зимнем и навигационном) и обслуживании минимального количества типоразмеров судов и механизмов, а также по видам ремонта.

5.2.2. В состав предприятий входят: здания производственных цехов, участков и мастерских, судоподъемные и другие сооружения, площадки для зимнего отстоя скоростных судов, акватории, территории, внутризаводский транспорт, здания и открытые площадки складов и других вспомогательных служб, жилой фонд и культурно-бытовые учреждения, здания заводоуправления.

5.2.3. Производственная структура и техническая оснащенность предприятий должны соответствовать их назначению, основной программе и номенклатуре работ (судоремонт, судостроение, машиностроение), объемам производства, количеству, типам и мощности приписанного флота.

5.2.4. Здания, сооружения, оборудование, приспособления и технологическая оснастка, устройства и внутризаводской транспорт судоремонтных предприятий должны удовлетворять требованиям организации и применения индустриальных методов ремонта флота, условиям рентабельности работы предприятия и плановой фондоотдачи основных средств.

Основным направлением индустриализации ремонтных работ является широкое внедрение агрегатного и агрегатно-узлового методов ремонта флота.

5.2.5. Территория судоремонтного предприятия должна удовлетворять промышленным нормам, требованиям технологичности размещения производственных зданий и сооружений, санитарно-бытовых и служебных помещений, иметь достаточную (расчетную) и оборудованную причальную линию, благоустроенные дороги, подъездные пути и коммуникации воды, пара, сжатого воздуха, электроэнергии, телефонную связь и средства громкого оповещения.

5.2.6. Акватории судоремонтных предприятий должны удовлетворять следующим требованиям:

а) иметь такие размеры, чтобы были обеспечены правильная расстановка на зимний отстой и ремонт всего приписанного флота, перенесение максимального объема ремонтных работ с судов в цехи и минимальные потери рабочего времени, связанные с переходом рабочих и доставкой материалов, узлов и деталей на ремонтируемые суда, соблюдение норм противопожарных и технологических разрывов, устанавливаемых контролирующими организациями;

б) обеспечивать возможность перестановки судов, на которых предусматривается выгрузка и погрузка двигателей, агрегатов, механизмов и материалов, а также их передвижения к судоподъемным сооружениям в зимних условиях (отепление акваторий);

в) иметь необходимые оградительные и причальные устройства (дамбы, волноломы, ледорезы, пирсы, бочки и тумбы) и устройства для швартовных испытаний судов;

г) иметь свободный судовой ход, соответствующий габаритам судов;

д) гарантировать безопасный отстой флота при всех состояниях реки, залива или водохранилища (при паводке, ледоходе, волнении, ветре, колебании уровня воды при приливах и отливах, нагоне или угоне воды ветром), а также в случае возникновения пожара;

е) иметь надежные средства связи каравана судов с берегом, электроосвещение, механизированные водоподающие пожарные установки и первичные средства пожаротушения, подъездные пути к источникам воды и коммуникации к судам, соответствующие требованиям Правил пожарной безопасности на речном транспорте, а также указаниям работников подразделения ВОХРа, исходя из местных особенностей акватории базового предприятия;

ж) иметь гарантированные глубины в зависимости от осадки ремонтируемых или находящихся на отстое судов;

з) обеспечивать возможность постоянного наблюдения за всем караваном или за отдельными его судами со стороны сторожевых постов охраны.

Перед постановкой судов на зимовку акватория базы должна быть тщательно проверена, протралена, очищена от подводных препятствий (якорей и т.п.) и при необходимости углублена землечерпанием или рефулированием:

5.2.7. Работы по тралению и расчистке от наносов акватории предприятия и подходов к ней должны выполняться по заявкам владельцев в порядке эксплуатационного обслуживания техническими участками (районами гидросооружений), которые наряду с предприятиями несут ответственность за надлежащее состояние акватории.

Землечерпательные работы по углублению и расширению акватории баз и подходов к ним должны выполняться по графикам и в объемах, утвержденных Министерством речного флота (по договорам с владельцем базы).

5.2.8. Каждое судоремонтное предприятие должно иметь в своем составе одно из типовых судоподъемных сооружений, соответствующее по грузоподъемности и размерам типам и количеству закрепленного за ним флота (слип, эллинг, доки, доккессоны, склизы, кормоподъемники, судоподъемные краны).

5.2.9. Эксплуатация судоподъемных средств должна производиться в соответствии с действующими Правилами эксплуатации слипов и эллингов, Правилами технической эксплуатации плавучих доков, Инструкцией по эксплуатации судоподъемных сооружений, Положением о проведении планово-предупредительных ремонтов морских и речных гидротехнических сооружений.

5.2.10. При предприятиях должны создаваться комплексы жилых домов с культурно-бытовыми и учебными комбинатами.

5.2.11. Содержание и техническая эксплуатация зданий, сооружений, оборудования, устройств и систем, всего заводского хозяйства, включая помещения коммунальных предприятий, должны производиться по системе плановой профилактики и обеспечивать их исправное техническое состояние, соблюдение требований производственной эстетики, проведение текущих и капитальных ремонтов в соответствии с действующими положениями о планово-предупредительном ремонте заводского оборудования на предприятиях Министерства речного флота, заводскими инструкциями, правилами санитарного надзора и пожарной безопасности, правилами техники безопасности и охраны труда.

5.2.12. В пунктах наибольшего скопления судов при судоремонтных предприятиях и портах должны создаваться береговые производственные участки по техническому обслуживанию флота (БПУ) и комплексные ремонтные бригады по навигационному ремонту в соответствии с действующими в системе Министерства речного флота руководствами и положениями по комплексному навигационному обслуживанию флота.

5.2.13. БПУ должны иметь круглогодовой штат и проводить плановые технические уходы по всем элементам судна в объемах и по номенклатуре, предусмотренных утвержденными в Министерстве речного флота руководствами по техническому обслуживанию флота береговыми производственными участками.