3.2. Анализ структуры договорных отношений и выполнения договорных обязательств
Переход предприятий к рыночным отношениям вызвал необходимость перехода всех участников процесса производства - потребления жилищно-коммунальных услуг на договорные отношения. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством должна основываться на договорных взаимоотношениях между субъектами собственности жилищного фонда и объектов коммунального назначения и субъектами хозяйствования - организациями различных организационно-правовых форм, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, с соответствующим разделением прав, обязанностей и ответственности сторон.
В этих условиях собственники жилищного фонда через их представителей в лице службы заказчика или других управляющих компаний должны выступать заказчиками на предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг.
Исполнителями услуг, подрядчиками по предоставлению услуг могут выступать организации любых организационно-правовых форм.
Договорные отношения между заказчиком и предприятием-подрядчиком должны регулироваться Положением о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве на территории муниципального образования, разработанного на основании Приказа Минстроя России от 20 августа 1996 г. N 17-113.
Структура договорных отношений - наиважнейший элемент анализа. В результате анализа устанавливаются основные поставщики и потребители продукции (работ, услуг).
Целесообразно зафиксировать для дальнейшего финансового анализа основных поставщиков коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, газоснабжению, тепло- и электроснабжению, а также определить основные группы потребителей, по категориям потребителей или группам, по которым установлены дифференцированные тарифы на отпускаемые услуги. При соответствующем анализе важными являются: виды заключенных договоров, условия оплаты, размеры штрафов, пеней, неустоек, порядок оплаты потерь и сверхнормативных объемов потребления коммунальных услуг.
Затем анализируются основные положения, предусматриваемые договорами.
Общими условиями, которые должны содержаться в каждом договоре, должны быть:
- гарантируемый уровень качества, надежности и экологической безопасности оказываемых услуг и производимых работ;
- обязательства заказчика по оплате работ (услуг), включая сроки и способ расчетов;
- экономические санкции, применяемые сторонами в случае нарушения условий договора;
- порядок разрешения споров, возникающих в процессе выполнения договора;
- порядок изменения условий договора;
- порядок прекращения договора.
Исходя из содержания каждого из вышеперечисленных условий, в организации следует осуществить анализ выполнения договорных обязательств.
Рассмотрим основные требования к осуществлению анализа выполнения договорных обязательств.
Одной из обязанностей подрядчика, предусматриваемой в договоре на предоставление жилищно-коммунальных услуг, является соблюдение договорного объема услуг и уровня их качества, экологической безопасности.
При анализе выполнения производственной программы полученные данные сопоставляются с объемами услуг, указанными в договоре.
При анализе выполнения показателей качества обслуживания необходимо прежде всего выяснить, предусматриваются ли в договоре сами показатели качества, критерии их оценки, параметры и санкции за их невыполнение. При этом следует иметь в виду, что по коммунальным предприятиям, выпускающим товарную продукцию, показатели качества могут быть отнесены как непосредственно к самой продукции (например, качество подаваемой водопроводом питьевой воды), так и к условиям обслуживания потребителей (например, бесперебойность водоснабжения). При этом показатели качества должны быть предусмотрены и для подрядчика, и для заказчика.
Ниже приведены показатели, которые могут характеризовать уровень качества, надежности и экологической безопасности оказываемых услуг, вырабатываемой продукции организациями жилищно-коммунального хозяйства.
Примерные критерии качества для организаций, обслуживающих жилищный фонд, могут быть следующие:
- отсутствие повреждений строительных конструкций жилого дома;
- содержание инженерных сетей жилого дома в соответствии с действующими нормативными требованиями;
- соответствие санитарного состояния подъездов, лестничных клеток и маршей, лифтов, подвалов, чердаков, мусоропроводов действующим нормативным требованиям;
- соответствие наружного вида здания архитектурно-планировочным решениям;
- допустимые единовременные суммарные перерывы за расчетный период в водо-, тепло-, электроснабжении и водоотведении;
- допустимые отклонения температуры горячей воды в точке разбора от нормативных;
- допустимые отклонения от установленного уровня расхода холодной и горячей воды в точке разбора;
- допустимые отклонения температуры воздуха в жилых помещениях от нормы (при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений).
Для организаций санитарной уборки: соблюдение графиков вывоза бытовых отбросов из домовладений (периодичность вывоза отбросов).
Для организаций водопроводно-канализационного хозяйства:
- бесперебойность водоснабжения (водоотведения);
- соответствие состава и свойства воды ГОСТу "Вода питьевая";
- соответствие качества очищенных вод расчетным показателям по БПК, по ХПК, по взвешенным, а также показателям, установленным органами Госкомсанэпиднадзора России;
- допустимые единовременные суммарные перерывы за расчетный период в водоснабжении и водоотведении.
Для организаций электроснабжения - бесперебойное круглосуточное электроснабжение; соблюдение параметров электроснабжения.
Для организаций теплоснабжения: бесперебойность теплоснабжения; обеспечение договорных параметров теплоносителя на границе балансовой принадлежности сетей; бесперебойность горячего водоснабжения; обеспечение температуры горячей воды.
Определяется сумма потерь, понесенных предприятием от невыполнения показателей качества обслуживания потребителей в соответствии с санкциями.
При анализе раздела договора, предусматривающего порядок и условия расчетов за выполнение работы, необходимо выявить, своевременно ли потребители оплачивают потребляемые ими услуги предприятий-поставщиков - за воду горячую, холодную, за отвод сточной жидкости, за тепло-, электроснабжение; действуют ли санкции за несвоевременную оплату потребляемых услуг, выполненных работ; определяется сумма штрафа, пени, уплаченные потребителем за несоблюдение данного раздела договора.
В ходе анализа выполнения договорных отношений следует выяснить, выполняет ли заказчик взятые на себя обязательства по предоставлению организации-подрядчику дополнительных производственных помещений.
Договорная цена предоставления жилищно-коммунальных услуг определяется на основании результатов конкурсного отбора или экономически обоснованного тарифа. В случае выбора подрядной организации на неконкурсной основе необходимо определить соответствие тарифа, предусмотренного в договоре, фактически действующему, выделить причины изменения тарифа (повышение уровня минимальной заработной платы, изменение стоимости материальных и топливно-энергетических ресурсов, изменение системы налогообложения и т.д.).
При анализе договорных отношений целесообразно проанализировать основных поставщиков и потребителей товаров (работ, услуг) с установлением видов договоров, сумм договоров и удельного веса каждого в общих объемах поставки и потребления. Основные поставщики могут быть выбраны по наименованиям. Основные потребители могут быть определены как по наименованиям, так и объединены по группам потребителей, например: муниципальный жилищный фонд, товарищества собственников жилья, бюджетные организации, коммерческие организации и т.п. Виды договоров должны быть определены в соответствии с их условиями и содержанием по положениям Гражданского кодекса: договора поставки, покупки, продажи, оказания услуг, энергоснабжения и т.д.
Указанный анализ рекомендуется провести по формам N 3.2.1 и N 3.2.2.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей