Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 1095-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Аммофос" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 4 Таможенного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды удобрений, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 июля 2010 г. N 1095-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АММОФОС" НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД СТАТЬЕЙ 4 ТАМОЖЕННОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУНКТОМ 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАВОК
ВЫВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УДОБРЕНИЙ,
ВЫВОЗИМЫЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОГЛАШЕНИЙ О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,
рассмотрев по требованию ОАО "Аммофос" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. С целью таможенного оформления экспортируемых товаров ОАО "Аммофос" 19 апреля 2008 года представило в таможенный орган временную таможенную декларацию, одновременно уплатив вывозную таможенную пошлину по ставкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2008 года N 159 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды удобрений, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе". Декларация была принята таможенным органом в тот же день.
В полной таможенной декларации, представленной в таможенный орган 20 июня 2008 года, ОАО "Аммофос" указало фактический срок вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации - с 20 апреля 2008 года по 30 апреля 2008 года. В соответствии со сведениями, заявленными в полной таможенной декларации, таможенный орган произвел зачет таможенной пошлины, уплаченной по временной таможенной декларации, в счет таможенной пошлины, подлежащей уплате по полной таможенной декларации.
Впоследствии ОАО "Аммофос" обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченной вывозной таможенной пошлины, ссылаясь на то, что ставки таможенной пошлины, установленные вступившим в силу с 20 апреля 2008 года Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды удобрений, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе", не могут быть применены к товарам, таможенное оформление которых начато 19 апреля 2008 года. Таможенный орган отказал заявителю в возврате таможенной пошлины.
Арбитражный суд Вологодской области решением от 18 декабря 2008 года, оставленным без изменения Постановлением суда кассационной инстанции, отказал ОАО "Аммофос" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий таможенного органа, который, как утверждал заявитель, неверно исчислил срок вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды удобрений, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе". При этом арбитражные суды исходили из того, что согласно пунктам 1 и 3 статьи 4 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункту 2 данного Постановления дата его вступления в силу - 20 апреля 2008 года. Суд кассационной инстанции, кроме того, руководствуясь статьями 137 и 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, указал на отсутствие правовых и фактических оснований для возврата спорной суммы таможенной пошлины. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2009 года заявителю отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для его пересмотра в порядке надзора.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ОАО "Аммофос" оспаривает конституционность статьи 4 "Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени" Таможенного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2008 года N 159 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды удобрений, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе", согласно которому данное Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и действует по 30 апреля 2009 года включительно.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают возможность придания обратной силы актам таможенного законодательства, ухудшающим положение участников внешнеэкономической деятельности, и применение таких актов до их вступления в силу, а потому не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1), 54 (части 1 и 2) и 57.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия жалобы ОАО "Аммофос" к рассмотрению.
2.1. Как следует из статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", гражданин или объединение граждан вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Статья 4 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени, в том числе устанавливает общее правило, согласно которому акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы (пункт 1).
Таким образом, данная статья не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя в указанном им аспекте.
2.2. По смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность действующих нормативных актов. Исключение составляют случаи, предусмотренные частью второй статьи 43 названного закона, когда Конституционный Суд Российской Федерации в целях защиты конституционных прав и свобод может проверить конституционность закона, отмененного или утратившего силу к началу или в период рассмотрения дела. Однако такая проверка невозможна, если оспариваемый закон отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации. В этом случае Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии обращения к рассмотрению (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 287-О и от 7 февраля 2008 года N 227-О-О).
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды удобрений, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" установлен срок действия данного нормативного акта: он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и действует по 30 апреля 2009 года включительно.
Таким образом, оспариваемое в жалобе положение утратило силу до обращения ОАО "Аммофос" в Конституционный Суд Российской Федерации, в связи с чем данная жалоба и в этой части не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Проверка же законности и обоснованности правоприменительных решений по делу заявителя не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Аммофос", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей