Демографическая ситуация, потенциал трудовых ресурсов и миграционные процессы
Значения и долговременная динамика большинства основных социально-демографических показателей в Северо-Кавказском федеральном округе существенно отличаются от соответствующих значений и динамики показателей в среднем по Российской Федерации. В последние десятилетия в результате возросшей рождаемости, снижающейся смертности и интенсивных миграционных процессов общая демографическая ситуация стабилизировалась. В Северо-Кавказском федеральном округе численность населения с конца 1990 до конца 2009 года увеличилась на 1,68 млн. человек. На начало 2010 года численность населения составила 13,437 млн. человек.
По итогам 2009 года естественный прирост населения Северо-Кавказского федерального округа составил 75,6 тыс. человек. Кроме того, в структуре населения высока доля лиц моложе трудоспособного возраста.
Характерной тенденцией последнего десятилетия является резкое сокращение доли русского населения в Северо-Кавказском федеральном округе вследствие уменьшения рождаемости и увеличения миграционного оттока в другие регионы Российской Федерации.
Одновременно отмечается устойчивый рост численности представителей титульных наций в республиках Северо-Кавказского федерального округа как за счет более высоких демографических показателей, так и за счет оттока русского населения.
Такие процессы приводят к существенным изменениям в структуре населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Наиболее заметно это проявляется в Чеченской Республике, в которой доля нечеченского населения уменьшилась в несколько раз, а также в Республике Ингушетия, что позволяет некоторым экспертам говорить об этих республиках как о моноэтнических.
По показателям рождаемости Северо-Кавказский федеральный округ занимает 1-е место в стране. Что касается динамики, то в последние годы траектория изменения значения показателя рождаемости в Северо-Кавказском федеральном округе совпадает с траекторией изменения значения этого показателя в целом по стране, но на более высоком уровне (до 2000 года - падение, после - устойчивый рост).
В 2009 году высокие показатели рождаемости в Северо-Кавказском федеральном округе формировались в основном за счет показателей Чеченской Республики (более 29 новорожденных на 1000 человек населения), Республики Ингушетия и Республики Дагестан (более 18 новорожденных на 1000 человек населения). В других субъектах Российской Федерации, входящих в этот федеральный округ, значения показателей рождаемости отличаются от средних показателей по Российской Федерации несущественно.
Высокий уровень рождаемости в Северо-Кавказском федеральном округе предопределяет увеличение доли детей в общей численности населения этого федерального округа (на начало 2006 года - 18,6 процента), а также увеличение доли молодежи в общей численности лиц трудоспособного возраста. Особенно заметно увеличилась доля молодежи в Чеченской Республике (32,9 процента), Республике Ингушетия (28,9 процента) и Республике Дагестан (25,4 процента).
Показатель смертности в Северо-Кавказском федеральном округе самый низкий по Российской Федерации - 8,7 человека на 1000 человек населения в 2009 году (в среднем по Российской Федерации - 14,6 человека на 1000 человек населения).
Самые низкие значения показателей смертности на 1000 человек населения зафиксированы в 2009 году в Республике Ингушетия (3,7 человека), Чеченской Республике (5,3 человека), Республике Дагестан (6,1 человека). В остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, значение этого показателя также ниже среднероссийского.
Традиционной серьезной проблемой для Северо-Кавказского федерального округа является высокая младенческая смертность, хотя успехи здравоохранения последних лет привели к значительному улучшению этого показателя.
Значение показателей продолжительности жизни населения Северо-Кавказского федерального округа также является самым высоким в Российской Федерации.
Если в целом по Российской Федерации с 1995 по 2006 год происходила естественная убыль населения, то достаточно высокий уровень рождаемости и относительно низкий уровень смертности в Северо-Кавказском федеральном округе позволили обеспечить позитивную динамику показателя естественного прироста населения. Самые высокие показатели естественного прироста населения наблюдались в этот период в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан. В Кабардино-Балкарской Республике отмечался низкий естественный прирост. В Карачаево-Черкесской Республике прирост населения начался в 2004 году, в Республике Северная Осетия - Алания - в 2006 году, а в Ставропольском крае - в 2008 году.
Традиционная сельскохозяйственная специализация Северо-Кавказского федерального округа предопределяет низкий уровень урбанизации населения округа. Доля сельского населения в этом федеральном округе на 1 января 2009 г. составляла 51,2 процента, а на 1 января 2010 г. - 51,1 процента или 4729,1 тыс. человек (в среднем по Российской Федерации - 26,9 процента). В Республике Дагестан, Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике сельское население составляет 56 - 57 процентов всего населения этих республик, а в Чеченской Республике - 64,7 процента. Большинство сельских жителей проживают на территориях, имеющих слабо развитую транспортную инфраструктуру, что затрудняет развитие трудовой мобильности населения и обусловливает сравнительно низкий уровень жизни населения. В Республике Дагестан и Карачаево-Черкесской Республике численность сельского населения продолжает расти. Такая ситуация, с одной стороны, играет позитивную роль в условиях высокой безработицы, которая значительно легче переносится в селе, чем в городе. С другой стороны, эта структура предопределяет низкий уровень налоговых поступлений и, как следствие, дотационность региональных бюджетов.
Еще одной негативной тенденцией в 1990-х годах в Северо-Кавказском федеральном округе стала миграция, в том числе вынужденная. Горячие точки, военные конфликты в ближнем зарубежье, сложные межэтнические отношения, с одной стороны, и благоприятные климатические условия, с другой стороны, сделали эту территорию перекрестком миграционных потоков.
В 2008 году в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу миграционная убыль составила 11,9 тыс. человек, в том числе в Республике Дагестан - 9,8 тыс. человек, Кабардино-Балкарской Республике - 2,9 тыс. человек, Республике Северная Осетия - Алания - 2,7 тыс. человек, Карачаево-Черкесской Республике - 1,9 тыс. человек и Чеченской Республике - 1 тыс. человек.
Миграционный прирост отмечался в Ставропольском крае (5,5 тыс. человек) и Республике Ингушетия (0,9 тыс. человек).
Управление миграционными процессами в Северо-Кавказском федеральном округе требует активного участия федерального центра в части разработки и реализации обширной программы, предусматривающей комплекс административных, социальных, экономических и культурных мер по количественной и пространственной регуляции миграционных потоков, а также по обеспечению процесса взаимной адаптации мигрантов и принимающих их территорий. Для решения проблемы избытка трудовых ресурсов Северо-Кавказского федерального округа ежегодные размеры трудовой миграции должны составлять 30 - 40 тыс. человек. В приеме мигрантов требуется задействовать десятки регионов Российской Федерации.
Кроме того, важной задачей является работа по привлечению для постоянного проживания на территории Северо-Кавказского федерального округа русского населения из других регионов Российской Федерации и русскоязычного населения из государств - участников Содружества Независимых Государств, прежде всего высококвалифицированных специалистов.
Более одной трети общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа составляет молодежь (приблизительно 2,8 млн. человек). Поэтому в Северо-Кавказском федеральном округе в целом и в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в его состав, в частности должна проводиться грамотная и эффективная молодежная политика по следующим направлениям деятельности:
развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность (трудовые объединения, студенческие отряды, молодежные биржи труда и др.), совершенствование нормативно-правовой базы для привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов, а также реализация программ поддержки молодежного предпринимательства;
решение вопросов обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов;
поддержка талантливой молодежи (проведение творческих фестивалей и конкурсов, учреждение премий и грантов, создание современных молодежных творческих коллективов, пропаганда традиций народов, проживающих на территории Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации в целом);
поддержка общественных объединений молодежи (анализ деятельности молодежных объединений, организация работы с положительно настроенными общественными организациями и их лидерами, оказание им организационной, методической и финансовой поддержки, в том числе выделение финансовых средств на реализацию программ, выделение помещений и др.);
модернизация материально-технической базы учреждений по работе с молодежью и расширение их сети;
оказание информационно-консалтинговой помощи молодежи;
формирование межрелигиозной терпимости (взаимодействие с религиозными организациями и их лидерами, имеющими влияние на молодежь, привлечение их к системной работе с молодежью);
создание условий для занятий спортом и организации отдыха молодежи (развитие спортивной базы, подготовка тренеров-педагогов для работы с молодежью, разработка специальных программ по привлечению молодежи к занятию спортом, создание мест отдыха молодежи);
проведение мероприятий, направленных на интеграцию молодежи Северо-Кавказского федерального округа в социально-экономическую и общественную жизнь страны;
создание молодежных средств массовой информации (газеты, журналы, телепередачи и др.);
ведение научной и кадровой работы (подготовка кадров для работы с молодежью, системный мониторинг положения молодежи).
Для осуществления указанных направлений деятельности необходимы организация мониторинга основных аспектов жизни местной молодежи и разработка стратегии молодежной политики в Северо-Кавказском федеральном округе.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей