Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Водные ресурсы

Водные ресурсы обеспечивают экономическое и социальное благополучие населения Российской Федерации, представляют собой важнейшую компоненту природной среды. Водные ресурсы и водохозяйственный комплекс в целом во многом определяют социально-экономическую устойчивость и направление развития страны. От водохозяйственной и экологической безопасности, уровня водообеспеченности населения и социальной сферы качественной питьевой водой, бесперебойности и достаточности водоснабжения производства, состояния водных объектов и водных ресурсов, достоверности прогнозирования чрезвычайных водохозяйственных ситуаций, их своевременного предотвращения и (или) минимизации наносимого ущерба в немалой степени зависит национальная безопасность государства.

Российская Федерация является одним из наиболее обеспеченных водными ресурсами государств планеты. Среднемноголетние возобновляемые ресурсы речного стока достигают 4,3 тыс. куб. км пресной воды в год, а суммарный водозабор из поверхностных водных объектов не превышает 2% этого объема. Вместе с тем, в области водного хозяйства имеется ряд проблем.

Распределение водных ресурсов по территории страны и периодам года крайне неравномерно, и на многих участках бассейнов рек, даже в целом водообеспеченных, таких как Обь, Енисей, Лена в маловодные периоды отдельных лет наблюдаются значительные дефициты водных ресурсов (с учетом потребностей водоснабжения населения, промышленности, гидроэнергетики, водного транспорта, экологических попусков). Существенную проблему в экономическом и социальном плане составляет водоснабжение поселений, расположенных вдали от крупных водных объектов, где использование подземных вод по тем или иным причинам невозможно или ограничено. Суммарный дефицит водных ресурсов в маловодные годы в целом по стране, исходя из водохозяйственных балансов, оценивается в объеме 14,3 куб. километров.

Практически все поверхностные и большая часть подземных водных объектов, особенно в европейской части страны и в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, испытывают значительное антропогенное воздействие, что при недостаточной барьерной роли очистных сооружений и учащающихся год от года авариях на нефтепроводах, шламонакопителях, очистных и других сооружениях выражается в загрязнении, истощении и деградации водных объектов. Существующее состояние водных объектов при неудовлетворительном состоянии водопроводного хозяйства стало представлять угрозу безопасности населения. Отставание России по средней продолжительности жизни населения от развитых стран связано с потреблением некачественной воды.

Наводнениями, являющимися одним из наиболее часто повторяющихся стихийных бедствий и превосходящими по площади охватываемых территорий и наносимому ущербу все другие чрезвычайные ситуации природного характера, в Российской Федерации ежегодно в среднем затапливается около 50 тыс. кв. км. Общая площадь паводкоопасных территорий в России составляет порядка 400 тыс. кв. км, а наводнениям с катастрофическими последствиями подвержена территория в 150 тыс. кв. км, на которой расположено более 300 городов, десятки тысяч поселений, более 7 млн. га сельскохозяйственных угодий. Наиболее паводкоопасными регионами являются Приморский край, Амурская и Сахалинская области, Восточная Сибирь, Забайкалье, Средний и Южный Урал, Нижняя Волга, Северный Кавказ. Проблема усугубляется тем, что, по данным многих экспертов, антропогенные изменения глобального климата уже в ближайшие два-три десятилетия приведут к весьма значительным изменениям гидрологического режима водных объектов России и увеличению вероятности прохождения выдающихся паводков. Дополнительными факторами риска антропогенного характера является изменение характера стока на хозяйственно освоенных и подвергнутых трансформациям водосборных территориях; хозяйственное освоение паводкоопасных территорий в нижних бьефах гидроузлов и размещение там хозяйственных объектов и жилья; стеснение живого сечения потока рек. Все это приводит к наводнениям с тяжелыми и катастрофическими последствиями, нанесению значительного ущерба объектам экономики, здоровью людей и к человеческим жертвам. Кроме того, протяженность эрозионноопасных берегов водохранилищ составляет порядка 40 тыс. км. Эрозия берегов рек и водохранилищ помимо прямого ущерба от разрушения прибрежных построек и земель сельскохозяйственного и лесного фонда создает повышенную мутность рек и водохранилищ, мелководья, способствующие эвтрофикации водоемов и снижению их рыбопродуктивности и другим, требующим компенсационных мероприятий последствиям.

В настоящее время в эксплуатации находится порядка 26 тысяч потенциально-опасных гидротехнических сооружений различного назначения. Учитывая, что срок эксплуатации подавляющего числа сооружений превышает 30 - 40 и более лет, в неудовлетворительном состоянии находится более 6 тысяч сооружений, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями.

Исходя из положений Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р (ред. от 14.12.2009), и возложенных на Федеральное агентство водных ресурсов функций и полномочий определены следующие приоритетные направления деятельности:

- обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах;

- обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений;

- предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод.

Дефицит водных ресурсов в значительной степени определяется расточительным отношением к водным ресурсам. Высокая водоемкость экономики, характеризуемая традиционно высокими удельными расходами воды на единицу произведенной продукции, сохраняется и в настоящее время при дальнейшем углублении тенденций расточительного водопользования.

Наблюдается превышение потребностей в воде у различных групп водопользователей над возможностью использовать водные объекты без нанесения им непоправимого ущерба.

Проводятся работы по обеспечению поддержания уровня водообеспеченности, в том числе за счет эффективного регулирования стока каскадами водохранилищ и водохранилищами комплексного назначения, оптимального перераспределения водных ресурсов системами межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения стока, повышения эффективности использования водохозяйственных систем.

В последние годы внимание к вопросу обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) существенно возросло, что непосредственно связано с продолжающимся старением сооружений, дефицитом средств, направляемых на поддержание их несущей способности, а также в связи с возможными террористическими актами.

Вопрос обеспечения безопасности ГТС стал одним из ключевых положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и Плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации. Выполнение работ на бесхозяйных сооружениях предусматривает их последующую передачу на баланс эффективного собственника. При невозможности или нецелесообразности определения собственника и высокой степени опасности бесхозяйных сооружений они подлежат ликвидации.

Планируемый объем финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий позволяет прогнозировать сокращение доли аварийных ГТС с 18,4% в 2009 году до 14,0% в 2013 году.

Увеличение объема водозабора на 5,2% в 2013 году по сравнению с уровнем 2009 года связано с ростом производства и соответствующим увеличением водопотребления объектов экономики. Стабилизация объема забора воды будет зависеть от развития водосберегающих технологий и увеличения объема повторнопоследовательного и оборотного использования воды.

Другие параметры развития водного хозяйства приведены в приложении к прогнозу.