Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

4.10. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов

4.10. Охрана окружающей среды и использование

природных ресурсов

Сложившаяся к настоящему времени в Российской Федерации система экологического регулирования не обеспечивает поддержание окружающей среды в состоянии, способствующем улучшению качества жизни и состояния здоровья населения России. Падение объемов промышленного производства в 2008 - 2009 гг. привело лишь к временному и весьма незначительному сокращению сбросов и выбросов загрязняющих веществ.

Продолжается регресс по основным показателям качества окружающей среды. Растет количество загрязняющих веществ в воздухе и водоемах, увеличивается число городов, в которых качество воздуха квалифицируется как "сильно загрязненное". Более 40 млн. жителей России проживают в неблагополучной экологической обстановке. Более 1 млн. жителей проживают на территориях, уровень загрязнения которых характеризуется как "опасный". Данные экспертов свидетельствуют о снижении в таких регионах продолжительности жизни и увеличении уровня патологий более чем на 40 процентов. В ряде крупных городов проблема отходов (в первую очередь бытовых) становится катастрофической.

В России один из самых высоких в мире (3-е место после Китая и США) уровень выбросов парниковых газов, который является в первую очередь следствием значительных потерь энергии на этапах ее производства, транспортировки и потребления.

Созданная в конце 90-х годов - начале 2000-х годов нормативная правовая база Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды в настоящее время не отвечает требованиям современного социально-экономического развития страны и нуждается в модернизации. Отсутствие экономических стимулов для рационального природопользования приводит к значительным экономическим потерям.

Экологизация экономического развития России, переход к "зеленому", устойчивому росту российской экономики является важнейшим инструментом ее модернизации, формирования инновационного социально-ориентированного типа развития и достижения целей, поставленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В 2010 - 2013 гг. деятельность по охране окружающей природной среды будет направлена на формирование институциональных, правовых и экономических условий для развития тенденции снижения предприятиями негативного воздействия на окружающую среду и обеспечения соблюдения нормативов качества окружающей среды, учитывающих состояние и особенности территорий Российской Федерации.

Реформирование и совершенствование законодательного регулирования в сфере охраны окружающей среды будет осуществляться исходя из необходимости существенного повышения экологической безопасности как гарантии конституционных прав общества на благоприятную окружающую среду при обеспечении постепенного, но обязательного и постоянного снижения воздействия на окружающую среду по следующим основным направлениям:

формирование экономических механизмов охраны окружающей среды, включая совершенствование системы платежей за негативное воздействие и обеспечение их компенсационного характера, способствующих внедрению наилучших существующих технологий;

использование дополнительных стимулирующих мер, включая добровольные механизмы экологической ответственности и включение экологических требований в политику государственных закупок;

совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду;

усиление ответственности за экологические преступления и правонарушения и возмещение вреда окружающей среде, включая разработку механизмов его возмещения, а также за оперативную ликвидацию загрязнений в зонах экологического бедствия;

государственное регулирование и государственный контроль, включая переход к выдаче комплексных разрешений для крупных предприятий и переход к декларированию для субъектов, оказывающих незначительное воздействие;

формирование правовых условий для повышения степени утилизации отходов, а также ликвидации накопленного экологического ущерба;

совершенствование механизмов управления и финансирования особо охраняемых территорий.

Государственная поддержка природоохранной деятельности будет осуществляться в целях достижения нормативов качества окружающей среды с использованием действующих инструментов финансирования, в рамках федеральных целевых программ, стимулирующих инструментов налогового законодательства.

Важнейшим инструментом государственной природоохранной политики будет являться формирование гражданского и общественного сознания, повышение экологической культуры как необходимой составляющей обеспечения экологической безопасности.

Предусмотренная законодательством разработка и реализация региональных программ повышения энергетической эффективности и энергосбережения, обеспечивающих достижение целевых наилучших показателей энергетической эффективности и сокращение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов, будет выполняться при осуществлении мер государственной поддержки.

Вместе с тем в период до 2013 года будут реализованы дополнительные меры экономического стимулирования "зеленого роста" российской экономики, включая меры по повышению энергетической эффективности в промышленном секторе и на транспорте, развитие возобновляемых источников энергии, включение которых в генеральную схему размещения объектов электроэнергетики будет обеспечено Правительством Российской Федерации.

Реализация действующих положений законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является основным инструментом ограничения выбросов парниковых газов и соблюдения обязательств Российской Федерации по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу. Инвестиционные механизмы Киотского протокола (статьи 6 и 17) будут применяться в Российской Федерации с целью привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов и тиражирования лучшей мировой практики (проектов) в области ограничения выбросов парниковых газов и повышения энергетической эффективности.

"Зеленому росту" российской экономики в долгосрочной перспективе будет способствовать реализация в 2010 - 2011 гг. пилотных проектов технической модернизации в отдельных городах и кварталах, проектов в области развития малой комплексной энергетики, проектов обеспечения учета энергетических ресурсов, а также использования энергоэффективных световых устройств и развития инновационных технологий в энергетики, что позволит приступить к масштабной реализации энергоэффективных проектов и программ в указанных секторах после 2012 года.