Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал

Структура источников финансирования инвестиций

в основной капитал

00000008.png

В настоящее время в связи с необходимостью повышения эффективности бюджетных расходов разрабатывается концепция преобразования (укрупнения) существующих сегодня федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы в государственные программы, позволяющие концентрировать средства, расходуемые по различным ведомствам и уровням власти.

В 2009 году в видовой структуре инвестиций возросла доля инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в здания и сооружения до 60,8% против 56,2% в 2008 году. Это относительное увеличение было обусловлено значительным сокращением вложений предприятий в машины, оборудование и транспортные средства, доля которых в структуре инвестиций уменьшилась до 33,1% (в 2008 году - 37,7 процента). Учитывая высокие темпы роста производства продукции отечественного машиностроения (оценка 2010 г. - 120,2%) и высокие темпы роста импорта машиностроительной продукции (123,9%), уже в 2010 году в структуре инвестиций ожидается повышение доли машин, оборудования и транспортных средств, в последующие годы прогнозируется уровень до 40 процентов.

По оценкам, к 2013 году доля инвестиций в здания и сооружения снизится до 54%, это позволит обеспечить вводы жилья в объеме 65 млн. кв. метров в 2012 году и около 67 млн. кв. метров в 2013 году.

По варианту 1b темп роста инвестиций в основной капитал в 2011 году может не превысить 7,3% в год, в 2012 - 2,8%, в 2013 - 5 процентов.

Прогноз по варианту 1b учитывает риск того, что крупные компании топливно-энергетического комплекса не смогут в полном объеме обеспечить рост инвестиций, заявленный в инвестпланах, что приведет к переносу сроков реализации ряда проектов, а также снижению инвестиционной активности более мелких компаний топливно-энергетического комплекса.

Так, за первое полугодие 2010 г. к аналогичному периоду прошлого года значительно сократились инвестиции в транспортирование по трубопроводам - на 12,7%, прежде всего, за счет транспортирования по трубопроводам нефти (на 36,3%) и нефтепродуктов (на 44 процента). Резко снизились инвестиции в добычу природного газа и газового конденсата (на 24,1%) за январь - июнь 2010 года относительно соответствующего периода прошлого года. Если финансирование инвестиционных программ не будет компенсировано во втором полугодии, то по итогам 2010 года прирост инвестиций в основной капитал в целом по экономике составит около 1,8 процента.

К 2013 году уровень расходов федерального бюджета на развитие транспорта может составить около 55% от запланированного уровня на этот год в докризисный период, что отразится на развитии транспортного комплекса, играющего ключевую роль в снижении издержек в экономике, а также в обеспечении социальной стабильности.

В результате более медленных темпов восстановления экономики медленнее будут расти инвестиции в обрабатывающую промышленность. Ожидается стагнация инвестиционной активности в металлургическом комплексе, в производстве транспортных средств и оборудования (существует риск, что некоторые инвестиционные проекты в автомобилестроении не будут реализованы).

На государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на уровне 2011 года, таким образом, разница относительно варианта 2b в 2012 году составит около 11%, а в 2013 году - 17 процентов. Подобное снижение финансирования может отрицательно сказаться не только на развитии аграрного производства, но и в целом на развитии сельской местности, снизив производительность труда в сельском хозяйстве и уровень доходов сельского населения.

В структуре финансирования инвестиций доля собственных средств будет выше, чем в варианте 2b, за счет меньших возможностей по привлечению заемных ресурсов и более низкого уровня государственных инвестиционных расходов.