Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации с запуском высокоскоростного сообщения в поездах "Сапсан" вышел на новую ступень своего развития. Предполагается дальнейшее развитие, в том числе с выходом на полную рабочую мощность поездов "Сапсан" за счет создания соответствующей инфраструктуры.

В последние годы железнодорожные перевозки в дальнем следовании оказались под сильным конкурентным давлением со стороны воздушного транспорта, в связи с этим, в среднесрочном периоде развитие сектора будет определено повышением конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг и гибкости тарифной политики. В сегменте пригородных перевозок планируется завершить создание пригородных пассажирских компаний (выделить указанный вид деятельности из ОАО "Российские железные дороги").

По мере восстановления темпов роста российской экономики в среднесрочной перспективе ожидается повышение доступности заемных средств, увеличение объемов банковского кредитования предприятий транспорта и повышение их инвестиционной активности.

По консервативному сценарию (вариант 1b) в 2011 году объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса (без трубопроводного) по крупным и средним предприятиям прогнозируется в размере 1037 млрд. рублей в текущих ценах или уровень 2010 года в сопоставимых (959 млрд. рублей). В 2013 году инвестиции в основной капитал транспортного комплекса прогнозируются на уровне 100,8% к 2009 году или 85% к 2008 году в сопоставимых ценах. Низкие темпы роста показателя в сопоставимых ценах обусловлены жесткими бюджетными ограничениями и соответственно низкими (по сравнению с утвержденными параметрами федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)") планируемыми инвестициями в транспорт за счет средств федерального бюджета. При этом не все объекты транспортной инфраструктуры, запланированные в вышеуказанной целевой программе, будут введены в эксплуатацию или срок их введения будет сдвинут на более поздний период, в том числе железнодорожная линия Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск, новые аэропорты в г. Ростов-на-Дону, г. Саратов, г. Оренбург, г. Нальчик, г. Благовещенск, Нижегородский низконапорный гидроузел и другие.

Объем инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2011 и 2013 годов определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:

- обеспечение объектов, связанных с проведением Олимпийских игр в г. Сочи, Форума АТЭС и Универсиады в Казани;

- завершение вводных объектов;

- проекты, реализация которых осуществляется по принципу государственно-частного партнерства (в т.ч. строительство платных дорог), и направленные на повышение безопасности.

В 2011 - 2013 гг. планируется реализовать следующие проекты: строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту "Кневичи" (г. Владивосток) и организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Владивосток - аэропорт "Кневичи"; развитие аэропорта "Адлер" (г. Сочи); строительство пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркатит - Томмот - Якутск; реконструкция и строительство 8 морских терминалов морского порта Сочи (Имеретинка, Адлер, Кургородок, Хоста, Мацеста, Дагомыс, Лоо, Лазаревское); реконструкция порта Сочи с береговой инфраструктурой с целью создания международного центра пассажирских и круизных перевозок; строительство центральной автомагистрали г. Сочи "Дублер Курортного проспекта", строящейся от 172-го километра федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи (р. Агура); строительство и реконструкция участков автомобильной дороги "Амур" Чита - Хабаровск; строительство и реконструкция автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска и другие. Реализация указанных проектов позволит снять ряд инфраструктурных ограничений и интенсифицирует темпы роста перевозок.

Темпы роста инвестиций в среднесрочном периоде будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом и другие.

При более высоких темпах развития транспортного комплекса по умеренно-оптимистичному сценарию (вариант 2b), а также расширении объема банковского кредитования, и принимая во внимание увеличение темпов прироста инвестиций в целом по народному хозяйству, объем инвестиций в транспортный сектор (без трубопроводного) за счет всех источников финансирования в 2011 году составит 1118 млрд. рублей в текущих ценах, что отражает рост в 8,6% к уровню 2010 года в сопоставимых ценах. При этом в 2013 году объем инвестиций прогнозируется с ростом 21% к 2009 году в сопоставимых ценах. Только по такому сценарию объем инвестиций в транспортный комплекс уже к 2012 году достигнет уровня 2008 года и даже превысит его на 0,5% в сопоставимых ценах. Увеличенные объемы инвестиций способствуют реализации большего количества инфраструктурных проектов, в результате чего разница между потребностями экономики, а также населения и пропускной способностью транспорта будет сокращаться более высокими темпами.