Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Жилищная сфера

Стратегическая цель государственной жилищной политики - обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан. Для ее достижения необходимо создать институциональные, организационные, правовые и иные основы снятия инфраструктурных ограничений, препятствующих динамичному развитию жилищного строительства.

Основные инструменты реализации государственной политики в жилищной сфере - Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также мероприятия по обеспечению постоянным и служебным жильем военнослужащих.

Кроме того, отдельные мероприятия по обеспечению жильем граждан содержатся в специализированных федеральных целевых программах "Социальное развитие села до 2012 года", "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы", Президентской программе "Уничтожение запасов химического оружия".

В рамках стимулирования развития жилищного строительства предусмотрено решение следующих задач:

формирование нового сегмента жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;

государственная поддержка внедрения новых современных технологий и проектной документации жилищного строительства, отвечающего стандартам жилья эконом-класса.

Существенным препятствием развития массового жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельными участками и необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой. В целях решения данной проблемы создан Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС"), которому для расширения масштабов эффективной поддержки массового строительства жилья для всех категорий граждан передаются земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не используемые для реализации полномочий Российской Федерации.

В 2011 - 2013 гг. будут продолжены мероприятия по вовлечению в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Акцент в деятельности Фонда "РЖС" будет сделан на вовлечение в оборот земельных участков и их подготовку для строительства жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного. Площадь земельных участков для жилищного строительства, в том числе строительства жилья эконом-класса, включая малоэтажное, переданных Фондом "РЖС", составит в 2011 г. 2 тыс. га, в 2012 г. - 2,5 тыс. га, в 2013 г. - 3 тыс. гектаров. При этом общий расчетный объем жилья, в том числе жилья эконом-класса, включая малоэтажное, введенного в эксплуатацию на территории земельных участков Фонда "РЖС" при реализации проектов жилищного строительства, должен составить около 0,14 млн. кв. м в 2011 г. и достичь 3,9 млн. кв. м к 2013 году.

В рамках поддержки платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования, предусматривается:

повышение доступности ипотечных жилищных кредитов;

формирование механизмов финансирования ипотечного жилищного кредитования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1201-р утверждена Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации (далее - Стратегия).

Стратегической целью развития ипотечного жилищного кредитования является обеспечение к 2030 году доступности приобретения и строительства жилья с помощью ипотечного кредитования для 60% семей.

Стратегия предусматривает развитие и реализацию специальных мер поддержки наиболее уязвимых категорий заемщиков: выкуп кредитов (займов) для их последующей реструктуризации, выкуп муниципалитетами жилых помещений, на которые обращено взыскание, и передача внаем для временного проживания бывшего заемщика до предоставления бывшему заемщику жилого помещения в маневренном жилищном фонде.

В рамках реализации Стратегии к 2012 году планируется достичь следующих показателей:

- доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств: 60% (2009 г. - 17 процентов);

- количество выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов: 490 тыс. штук (2009 г - 130 тыс. штук);

- доля сделок с ипотекой на рынке жилья: 20% (2009 г. - 12 процентов);

- средний срок ипотечного жилищного кредита: 17,6 лет (2009 г. - 16,5 лет);

- минимальный взнос по ипотечному жилищному кредиту (с учетом ипотечного страхования): 30%, с учетом ипотечного страхования - 10% (2009 г. - 30 процентов);

- доля ипотечных жилищных кредитов с ипотечным страхованием в общем объеме ипотечных жилищных кредитов: 10% (2009 г. - 0 процентов).

За период с 2011 по 2013 год планируется достигнуть следующих значений показателей развития рынка ипотечного жилищного кредитования:

- объем вновь выданных ипотечных жилищных кредитов - 2507 млрд. рублей (2011 г. - 471 млрд. рублей; 2012 г. - 817 млрд. рублей; 2013 г. - 1 219 млрд. рублей);

- число вновь выданных ипотечных жилищных кредитов - 1506 тыс. штук (2011 г. - 320 тыс. штук; 2012 г. - 490 тыс. штук; 2013 г. - 696 тыс. штук);

- средняя процентная ставка по выданным в рублях в течение года ипотечным жилищным кредитам (без учета субсидий регионов) - 10% годовых в 2011 году, 9% годовых в 2012 году и 8,5% годовых в 2013 году.

В 2007 - 2008 гг. ОАО "АИЖК" совместно с ФГУ "Росвоенжилье" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2007 г. N 51 "О проведении эксперимента по ипотечному кредитованию участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" был проведен эксперимент, в котором приняло участие 298 военнослужащих. За 2009 год по данному кредитному продукту ОАО "АИЖК" выкуплено 679 закладных на сумму 1437 млн. рублей. По данным на 1 июня 2010 г. ОАО "АИЖК" рефинансировало 944 ипотечных кредита на общую сумму более 1,8 млрд. рублей.

В настоящий момент программа реализуется в 68 регионах Российской Федерации.

30 апреля 2010 г. между ОАО "АИЖК" и ФГУ "Росвоенжилье" был подписан План совместных мероприятий по реализации программы "Военная ипотека", предназначенной для обеспечения прав участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

В 2010 году ОАО "АИЖК" предусмотрено рефинансирование ипотечных кредитов, выданных по программе "Военная ипотека", на сумму около 10 млрд. рублей. По оценкам на сегодняшний день для реализации указанной программы в 2011 году потребуется 15 млрд. руб., в 2012 году - 20 млрд. руб., в 2013 году - 25 млрд. рублей. В случае стабильной и благоприятной ситуации на финансовом рынке и рынке жилья указанная потребность в денежных средствах может возрасти в 2011 году до 20 млрд. руб., в 2012 году - до 30 млрд. руб. и в 2013 году - до 50 млрд. рублей.

Со второй половины 2010 года началась реализация Программы инвестиций Внешэкономбанка в проекты строительства доступного жилья и ипотеку в 2010 - 2012 годах.

В рамках реализации данной Программы будет осуществляться рефинансирование ипотечных кредитов путем инвестирования средств накопительной части трудовой пенсии и собственных средств Внешэкономбанка в облигации с ипотечным покрытием с целью стимулирования ипотечного кредитования и повышения его доступности для широких слоев населения общим объемом 250 млрд. рублей.

Программа ориентирована прежде всего на развитие первичного рынка жилья. Согласно условиям Программы ипотечные кредиты предоставляются гражданам на цели оплаты строительства жилья, оплаты приобретения жилья на этапе строительства или на приобретение жилья по завершении строительства у юридического лица (застройщика, инвестора и т.д.), при этом процентная ставка по ним не может превышать 11% годовых, а сумма ипотечных кредитов не может превышать 8 млн. рублей для г. Москвы и г. Санкт-Петербурга и 3 млн. рублей для всех остальных субъектов Российской Федерации.

Одной из важных особенностей, характеризующих меры поддержки платежеспособного спроса на жилье, является развитие и совершенствование механизмов адресной поддержки населения для приобретения собственного жилья.

В период 2011 - 2013 годов в целях обеспечения доступности жилья для людей с различным уровнем доходов предусмотрены следующие мероприятия:

завершение переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу на 1 января 2007 года;

завершение выполнения обязательств по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц; граждан, подлежащих отселению с комплекса "Байконур"; граждан, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц;

отработка организационно-правовых механизмов реализации проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;

завершение паспортизации жилого фонда и объектов коммунальной инфраструктуры;

формирование в городах с населением свыше 100 тыс. человек конкурентного профессионального рынка услуг по управлению жилой недвижимостью, осуществляемому частными организациями.

Проектом ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы, внесенной Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации письмом от 22 июля 2010 г. N 12797-ЭН/Д17, предусмотрена реализация подпрограммы "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства". Общий объем финансирования подпрограммы в 2011 - 2015 гг. составляет 104,36 млрд. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 26,92 млрд. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 16,44 млрд. рублей;

средства частных инвесторов и кредиторов - 61,млрд. рублей.

Тем не менее объем ввода жилья по-прежнему не может удовлетворить потребности населения. В 2009 году введено в эксплуатацию 59,9 млн. кв. метров жилья. В 2010 году ввод жилья оценивается на уровне 60 млн. кв. метров. За период 2011 - 2013 гг. планируется ввести 195 млн. кв. метров жилья, из них в 2011 г. - 63, в 2012 г. - 65, в 2013 г. - 67 млн. кв. м, при этом доля малоэтажного жилья составит 40%, 45% и 50% соответственно. Достижение запланированных на 2011 - 2013 гг. объемов ввода жилья может стать проблематичным, если в 2010 году не будет начато строительство нового жилья в объеме, сопоставимом с показателем 2008 года.

Ожидается, что увеличению жилищного строительства, прежде всего индивидуального, будет способствовать возможность поэтапного использования средств материнского (семейного) капитала на цели строительства (реконструкцию) индивидуального жилого дома без привлечения специализированных подрядных организаций, установленная Федеральным законом от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала".