Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Тарифы на железнодорожные перевозки (рост цен, %)

┌──────────────────────┬────────────┬────────┬────────────────────────────┐

│ │ │ 2010 │ Прогноз │

│ │ │ оценка ├─────────┬────────┬─────────┤

│ │ │ │ 2011 │ 2012 │ 2013 │

├──────────────────────┼────────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│Железнодорожные │в среднем │ 112,4 │ 108 │ 107,4 │ 106,4 │

│перевозки грузов │за год к │ │ │ │ │

│ │предыдущему │ │ │ │ │

│ │году │ │ │ │ │

│ ├────────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│ │декабрь к │ 109,4 │ 108 │ 107,4 │ 106,4 │

│ │декабрю │ │ │ │ │

│ │предыдущего │ │ │ │ │

│ │года │ │ │ │ │

├──────────────────────┼────────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│Пассажирские │в среднем │ 110 │ 110 │ 110 │ 110 │

│перевозки │за год к │ │ │ │ │

│железнодорожным │предыдущему │ │ │ │ │

│транспортом, в │году │ │ │ │ │

│регулируемом секторе ├────────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│в поездах дальнего │декабрь к │ 110 │ 110 │ 110 │ 110 │

│следования │декабрю │ │ │ │ │

│ │предыдущего │ │ │ │ │

│ │года │ │ │ │ │

└──────────────────────┴────────────┴────────┴─────────┴────────┴─────────┘

Рост тарифов на железнодорожные перевозки в регулируемом секторе определен необходимостью покрытия эксплуатационных издержек, обеспечения достаточных средств на проведение ремонтных работ по поддержанию инфраструктуры и выхода компании ОАО "РЖД" на безубыточный уровень деятельности.

В 2010 году тарифы на грузовые перевозки увеличены на 9,4% (декабрь к декабрю предыдущего года), в среднем за год к предыдущему году - рост на 12,4 процента.

В 2011 году индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки составит в среднем 8 процентов. Объем государственной поддержки железнодорожной отрасли может составить 88,9 млрд. рублей (в том числе организаций железнодорожного транспорта 52,3 млрд. рублей). В 2012 - 2013 гг. тарифы на грузовые железнодорожные перевозки будут увеличены на 7,4% и 6,4% соответственно.

Выполнение инвестиционной программы ОАО "РЖД" в 2011 - 2013 гг. потребует дополнительных источников финансирования, в том числе за счет средств от продажи активов компании, заемных и бюджетных средств.

В целях оптимизации и повышения эффективности тарифной политики на железнодорожном транспорте предполагается продолжение реализации комплекса мер, направленных на развитие конкуренции и повышение качества услуг, в том числе: унификация порожнего пробега, разработка отдельного тарифа за пользование услугами инфраструктуры, дальнейшая работа по сокращению перекрестного субсидирования между внутренними и экспортно-импортными направлениями перевозок. Также предусмотрена возможность проведения дифференцированных изменений уровней тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, по видам сообщений, направлениям перевозок, номенклатуре перевозимых грузов, по типам и принадлежности подвижного состава.

В 2011 - 2013 гг. предельный среднегодовой рост тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе составит в среднем 10% ежегодно. При этом с учетом сложившейся экономической ситуации потребуется сохранение порядка компенсации за счет средств федерального бюджета потерь в доходах перевозчиков, связанных с осуществлением государственного тарифного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах.

При этом после 2012 года предполагается использование механизма частичного дерегулирования тарифов на пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах по отдельным критериям. Наряду с этим, предусматривается возможность применения практики дифференцированной индексации тарифов на пассажирские перевозки по календарным периодам года.

За счет средств бюджетной системы Российской Федерации (федерального центра и субъектов федерации) также предполагается поддержка отдельных видов пассажирских перевозок (пригородные перевозки, льготы студентам и школьникам, льготы на проезд пассажиров из/в Калининградской области в другие регионы страны).