Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику

(млрд. рублей)

┌──────────────────────────────┬──────┬──────┬─────┬──────┬──────┬──────┬─────┐

│ │ 2007 │ 2008 │2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │2013 │

├──────────────────────────────┼──────┴──────┴─────┴──────┴──────┴──────┴─────┤

│Налоговая нагрузка <1>, % ВВП │ 39,0 35,8 30,7 30,7 33,2 33,5 33,9 │

│ │ │

│в т.ч. налоговая нагрузка, не │ 29,9 24,8 22,7 22,2 24,7 25,1 25,6 │

│ связанная с │ │

│ производством │ │

│ углеводородов <2> │ │

└──────────────────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘

--------------------------------

<1> Для расчета налоговой нагрузки используются налоговые доходы и таможенные пошлины консолидированного бюджета, а также собственные доходы государственных внебюджетных фондов, включая страховые взносы.

<2> Для оценки налоговой нагрузки, не связанной с производством углеводородов, из расчета налоговой нагрузки исключаются поступления по налогу на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины.

Впервые за длительный период налоговых преобразований в России будут приняты меры, увеличивающие совокупную налоговую нагрузку. Согласно Основным направлениям бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, оценка увеличения доходов федерального бюджета в результате реализации мер составляет: 0,5% ВВП в 2011 г., 0,8% ВВП в 2012 г. и 1,1% в 2013 году.

Основными видами доходов, изменение в обложении которых приводит к росту поступлений в бюджетную систему, являются налог на добычу полезных ископаемых, в частности, на газ природный и нефть, акцизы на спиртовую продукцию, табак, нефтепродукты, а также вывозные таможенные пошлины. Кроме того, будет происходить изменение дивидендной политики государства, направленной на увеличение чистой прибыли предприятий и организаций с участием государства, подлежащей направлению на выплату дивидендов.

Наиболее значительными мерами в принимаемых налоговых новациях, приводящими к увеличению налоговой нагрузки на экономику страны, являются упразднение с 2010 года ЕСН и реформирование системы страховых взносов. Принятые в 2009 году решения предусматривают увеличение с 1 января 2011 г. ставки социальных взносов с 26% до 34 процентов. Индексация пороговых уровней обеспечит сохранение эффективной ставки взносов, тогда как раньше эффективная ставка год от года последовательно снижалась. Это соответствует дополнительной нагрузке на базу налогообложения около 1% ВВП.

В прогнозный период существенно возрастает роль стимулирующей функции налоговой системы, направленной на развитие инновационного потенциала российской экономики. Это предполагает принятие новых мер по стимулированию инноваций, включающих льготы для предприятий, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях с высокой инновационной составляющей и высоким потенциалом развития, а также установление механизма администрирования расходов на НИОКР.

В среднесрочной перспективе для повышения конкурентоспособности российской экономики и притока инвестиций в несырьевые сектора важно ускорить принятие нормативно-правовых актов по установлению (продлению) переходных положений для организаций, занятых в сфере информационных технологий, для резидентов технико-внедренческих зон, для инновационных компаний, создаваемых при вузах и научных центрах, для средств массовой информации.