Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года утв. распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р.

Трудовая деятельность, профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных

Трудовая деятельность, профессиональное образование

и профессиональное обучение осужденных

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 23.09.2015 N 1877-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

В сфере трудовой деятельности осужденных необходимы:

проработка возможности внедрения новых организационно-правовых форм организации производственной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы и создание дополнительных рабочих мест, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

приведение условий осуществления производственной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы к условиям производственной деятельности в иных организациях;

обеспечение государственных гарантий трудовых прав осужденных, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе:

на условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

на оплату труда в полном размере месячной заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда при полной отработке за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовых обязанностей);

на сохранение за осужденным рабочего места в период его временной нетрудоспособности;

обеспечение системы основных государственных гарантий по оплате труда осужденных, в том числе в целях обеспечения выплат компенсации вреда потерпевшим и государству;

проработка возможности повышения заработной платы осужденных с учетом выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний бюджетных ассигнований, в том числе в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;

проработка возможности увеличения размера заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного;

приведение норм труда в уголовно-исполнительной системе в соответствие с типовыми отраслевыми нормами труда;

проработка вопроса об исключении обязательности труда осужденных к лишению свободы;

модернизация исходя из возможностей уголовно-исполнительной системы производственно-хозяйственной базы уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных;

предоставление в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы в целях увеличения трудовой занятости осужденных, в том числе с использованием возможности размещения государственных и муниципальных заказов на внеконкурсной основе;

обучение осужденных профессиям в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, востребованным на рынке труда, совершенствование профессиональных навыков, позволяющих трудоустроиться после освобождения;

проработка модели индивидуально-трудовой деятельности осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

разработка предложений по созданию условий, в том числе с использованием льгот и поощрений, для добровольного участия осужденных в любых видах хозяйственных работ, включая благоустройство территории и уборку помещений;

активное привлечение организаций независимо от форм собственности к созданию производственных участков в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, а также к созданию рабочих мест за пределами учреждений уголовно-исполнительной системы;

обеспечение участия федеральной инспекции труда в федеральном государственном надзоре за соблюдением работодателями в уголовно-исполнительной системе трудового законодательства Российской Федерации;

модернизация исходя из возможностей уголовно-исполнительной системы материально-технической базы колоний-поселений для расширения производства сельскохозяйственной продукции;

разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в целях приоритетного обеспечения потребностей уголовно-исполнительной системы и выпуска конкурентоспособной продукции;

определение прогнозных потребностей в работах и профессиях рабочих, востребованных на рынке труда;

осуществление профессионального обучения осужденных и обеспечение получения ими среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в работах и профессиях рабочих в учреждениях уголовно-исполнительной системы и региональных рынков труда в целях обеспечения гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан;

обеспечение участия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в региональных программах, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, и в системе социального партнерства государства, бизнеса, институтов гражданского общества;

разработка и реализация основных программ профессионального обучения и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом региональных условий, ориентированных на потребность в определенных рабочих кадрах;

совершенствование и развитие системы обязательного профессионального обучения или среднего профессионального образования осужденных в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, сохранение, передислокация, перепрофилирование и создание новых профессиональных образовательных организаций, реализующих все формы обучения, с учетом прогноза потребностей в профессиях рабочих по отраслям и регионам;

внедрение моделей и программ развития трудовых навыков и умений, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным потребностям несовершеннолетних осужденных;

проработка возможности установления особого трудового статуса занятых на производстве или обучаемых лиц, не имеющих опыта работы по специальности.