Введение

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ. О товарных знаках и знаках обслуживания см. параграф 2 главы 76 части четвертой Гражданского кодекса РФ.

Методические рекомендации по составлению перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака и знака обслуживания (далее - Рекомендации) основаны на Законе Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", введенного в действие 17.10.92, и Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, введенных в действие 29.02.96. Рекомендации могут быть использованы в качестве практического пособия при оформлении заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания.

В Рекомендациях используются следующие сокращения:

Закон - Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров";

Правила - Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания;

МКТУ - Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков.

Законом установлено, что правовая охрана товарному знаку и/или знаку обслуживания предоставляется на основании его государственной регистрации для тех товаров и/или услуг, которые указаны в отношении этого знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (см. пункт 1 статьи 2 и статью 14 Закона).

Как следует из содержания статьи 4 Закона, перечень товаров и услуг вместе с товарным знаком определяет объем исключительных прав его владельца. В связи с этим термины, используемые в перечне, не должны допускать двойного толкования. Они должны согласно подпункту (2) пункта 3.3 Правил позволять идентифицировать товар (услуги), т.е. быть понятны широкому кругу пользователей, должны поддаваться сравнительному анализу, что особенно важно, например, при рассмотрении споров о нарушении исключительных прав на товарный знак.

Именно этим целям служит Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков.

Помимо вышеуказанного с помощью МКТУ определяются однородные товары, которые, как правило, сгруппированы по классам. Это, в свою очередь, способствует более качественному проведению экспертизы заявленных обозначений в случае выявления тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков.

Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков учреждена Ниццким соглашением, заключенным в 1957 году, впоследствии неоднократно пересматривавшимся. Сама МКТУ исходя из содержания пунктов (5), (6) статьи 3 Ниццкого соглашения подлежит периодическому пересмотру. Ниццкое соглашение является открытым для государств - участников Парижской конвенции.

В соответствии с Ниццким соглашением страны - участницы принимают единую классификацию товаров и услуг в целях регистрации товарных знаков и знаков обслуживания. Классификация разрабатывается на английском и французском языках. Национальные ведомства обязаны включать в свои официальные документы, а также в публикации о регистрации товарных знаков (например, официальный бюллетень патентного ведомства) номера классов МКТУ. Классификация имеет важное значение, во многих странах, как и в России, объем исключительного права на зарегистрированный товарный знак определяется в том числе указанным в Государственном реестре перечнем товаров и услуг, сгруппированных по классам МКТУ.