Составление перечня товаров и услуг

1. Составление перечня товаров и услуг следует начинать с определения круга товаров и услуг, для которых предполагается зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания. Это могут быть не только те товары и услуги, которые производятся и оказываются заявителем на момент оформления заявки, но также товары и услуги, которые предполагается производить и оказывать в будущем (далее по тексту - производит, оказывает).

При составлении перечня услуг следует обратить внимание на то, что знак обслуживания предназначен для индивидуализации услуг, оказываемых возмездно другим лицам. Поэтому в перечень услуг не следует включать услуги, которые направлены на удовлетворение потребностей самого заявителя (например, реклама собственных товаров, их перевозка, упаковка, хранение и т.п.).

2. В перечне товары и услуги должны быть сгруппированы по классам и должны быть указаны, если возможно, соответствующие классы согласно МКТУ (см. статью 8 Закона, а также, например, пункт (2) статьи 3 Мадридского соглашения о международной регистрации знаков).

Наименования товаров и услуг, приводимые в перечне, должны, по возможности, совпадать с наименованиями, содержащимися в МКТУ. Так, нежелательно приводить в перечне такие наименования, как "сувениры", "лизинг", "консалтинг".

Целесообразно приводить конкретные наименования товаров и услуг согласно МКТУ. Например, наименование "сувениры" может быть заменено на наименование "художественные изделия" с указанием материала, из которого они изготовлены (например, "художественные изделия из дерева, воска, гипса или пластмасс"). Вместо наименования "лизинг" следует указывать следующие услуги: "сдача недвижимого имущества в аренду", "аренда гаражей", "аренда складов", "аренда машинного времени для доступа к базе данных" и т.п. Наименование "консалтинг" может быть заменено на наименования "профессиональные консультации", "консультативные службы" с указанием области, к которой они относятся (например, "профессиональные консультации в области бизнеса", "консультативные службы по организации и управлению делами", "консультации по вопросам штата сотрудников").

Если подобрать нужное наименование товара согласно МКТУ не представляется возможным, то при указании в перечне редкоупотребляемых специальных терминов следует давать их разъяснения.

3. Перечень товаров и услуг не должен быть ни излишне обобщенным, ни излишне подробным. Наименования, приводимые в перечне, не должны иметь слишком общий характер, который оставлял бы сомнения по поводу их отнесения к тому или иному классу МКТУ. Недопустимы в перечне такие наименования, как "товары широкого потребления", "швейные изделия", "прокат", "посредничество", "спортивные товары", т.к. охватываемые этими понятиями товары и услуги могут относиться к разным классам МКТУ. Например, в понятие "спортивные товары" могут входить: "спортивная обувь", "спортивные трикотажные изделия" - 25 кл., "гимнастические снаряды", "боксерские перчатки" - 28 кл. К "швейным изделиям" могут относиться "белье нижнее" и "одежда" - 25 кл., "белье постельное" - 24 кл. В понятие "прокат" входят, например, "прокат одежды" - 42 кл., "прокат лошадей" - 39 кл., "прокат звукозаписей" - 41 кл., "прокат строительной техники" - 37 кл., "прокат рекламных материалов" - 35 кл. К понятию "посредничество" могут относиться такие услуги, как "посредничество (предоставление агентов - посредников)" - 36 кл., "посредничество в морских перевозках" - 39 кл.

В тех случаях, когда заявитель производит большой ассортимент товаров, имеющих общую область применения, или оказывает разнообразные услуги, то в перечне товаров и услуг следует указывать обобщенные наименования товаров и услуг из перечня классов МКТУ, например, "одежда", "реклама", "воспитание", "образование", "строительство", "ремонт", "транспорт". Однако при этом необходимо помнить, что нельзя объединять под общим наименованием, например "одежда", такие разноплановые (по назначению) товары, как "костюмы", относящиеся к 25 классу, и "костюмы специальные защитные для летчиков", относящиеся к 9 классу.

Если заявитель хочет зарегистрировать товарный знак для всех товаров, содержащихся в каком-либо классе МКТУ, то в перечне товаров не следует приводить формулировку названия данного класса или указывать фразу "весь класс". В этом случае необходимо подобрать из перечня наименований товаров данного класса наиболее обобщенные наименования, охватывающие максимальный круг видов товаров, интересующих заявителя. Если ряд товаров не войдет в отобранные наименования, то они приводятся дополнительно, наряду с обобщенными наименованиями.

4. Если на регистрацию заявляется обозначение, содержащее в своем составе словесное указание на вид (род) товара или услуги (т.е. наименование этого товара или услуги), то в перечне товаров и услуг следует указывать только именно это наименование товара или услуги, и не указывать наименований других видов товаров и услуг или более общих наименований. Например, если обозначение содержит наименование "минеральная вода", то в перечне товаров не следует указывать такие наименования, как "безалкогольные напитки", "газированные воды", "пиво", "лимонады" и т.п.

5. При составлении перечня товаров и услуг необходимо учитывать, что наименования товаров МКТУ могут быть указаны в редакции, специально измененной при написании МКТУ для удобства пользования, например, "подметание (связующие составы для пыли, используемые при -)". В таких случаях в перечне приводится формулировка, соответствующая нормам русского языка ("связующие составы для пыли, используемые при подметании"). Кроме того, по этой же причине перечень наименований товаров в классе МКТУ может содержать повторы наименований (например, "подкладочные ткани" и "ткани подкладочные"). В заявке наименование товара должно быть приведено только один раз по усмотрению заявителя.

В перечне не следует указывать габариты изделий, их артикулы, номера стандартов, специальные названия (типа "Рубин", "Волна") и т.п.