Решение Верховного Суда РФ от 18.10.2010 N ГКПИ10-951 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 2 подраздела 3 раздела 14 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом президента РФ от 31.12.2005 N 1574>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 октября 2010 г. N ГКПИ10-951

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.В.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.М. о признании частично недействующим пункта 2 подраздела 3 раздела 14 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574,

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - Реестр). Пунктом 2 подраздела 3 раздела 14 Реестра должность помощника судьи в аппарате районного суда отнесена к категории "помощники (советники)".

Гражданка А.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 подраздела 3 раздела 14 Реестра в части отнесения должности "помощник судьи" к категории должностей "помощники (советники)". Как указывает заявитель, она работала в суде в должности помощника судьи с апреля 2002 г. В марте 2008 г. с ней был заключен служебный контракт сроком на один год, по окончании которого она уволена с гражданской службы. Она обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, в удовлетворении исковых требований ей было отказано в связи с тем, что Указом Президента Российской Федерации "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" должность "помощник судьи" отнесена к категории "помощники (советники)", с которыми согласно Федеральному закону "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" должны заключаться срочные служебные контракты. Оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует данному Федеральному закону, нормам международного права, лишает ее права на труд и достойную заработную плату.

А.М. извещена о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Президента Российской Федерации представил в суд письменные возражения и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусматривает, что реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации (часть первая статьи 10).

Во исполнение требований федерального законодателя Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.

Данный нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 1, 2 января 2006 г., "Российской газете" N 2, 12 января 2006 г.

Реестр состоит из разделов, содержащих перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, которые классифицированы по государственным органам, категориям, группам и не содержит указания о том, какой вид служебного контракта (служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт) должен заключаться с федеральным государственным служащим при замещении им той или иной должности.

Доводы заявителя о том, что главным критерием заключения срочного служебного контракта является невозможность установления постоянных служебных отношений, не соответствуют требованиям законодательства о государственной гражданской службе. Служебный контракт на определенный срок заключается в установленных законодательством случаях, в частности, в случае замещения должностей гражданской службы категории "помощники (советники)" (статья 25 Федерального закона). Истечение срока действия срочного служебного контракта является одним из оснований его прекращения, освобождения гражданского служащего от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

При классификации должностей гражданской службы по категориям они подразделяются на должности руководителей, помощников (советников), специалистов, обеспечивающих специалистов (статья 9 Федерального закона).

Должности категории "помощники (советники)" согласно данной статье учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Из буквального содержания Федерального закона следует, что должности гражданской службы, отнесенные к категории "помощники (советники)", замещаются на определенный срок, причем этот срок в любом случае не может быть более срока полномочий лиц, замещающих государственные должности, руководителей государственных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителей представительств государственных органов.

Федеральный закон под государственными должностями понимает должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Должность судьи федерального суда отнесена к государственной должности Российской Федерации.

Статус судьи в Российской Федерации определяется в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Судьи осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, и законодатель предъявляет к ним особые квалификационные требования, включая специальные требования к кандидатам на должности судей, порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий, тогда как гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности включения должности "помощник судьи" в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы как соответствующего раздела Реестра, который издан во исполнение другого законодательного акта.

Помощник оказывает содействие конкретному судье. Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением статуса гражданского служащего являются предметом регулирования Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Раздел 14 Реестра устанавливает перечень должностей в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции, а подраздел 3 - в аппаратах районного суда, гарнизонного военного суда; пункт 2 предусматривает должности категории "помощники (советники)" в аппаратах районного суда, гарнизонного военного суда, что соответствует требованиям данного Федерального закона и не нарушает конституционные права и свободы граждан.

Конвенция МОТ "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя" (Женева, 22 июня 1982 г.) распространяется на отрасли экономической деятельности и не регулирует отношения, связанные с государственной службой, поэтому ссылки заявителя о несоответствии оспариваемого положения Реестра нормам международного права, являются несостоятельными.

Как следует из материалов дела, А.М. обжаловала в судебном порядке заключение с нею срочного служебного контракта. В случае несогласия с принятыми судебными постановлениями заинтересованное лицо вправе обжаловать их в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление А.М. о признании частично недействующим пункта 2 подраздела 3 раздела 14 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ