4.2. Универсальные суда

4.2.1. При перевозке СТ, работающей на бензине, следует использовать отсеки, не смежные с машинным отделением (МО). Перевозка такой СТ в помещениях, смежных с МО, допускается только при наличии между такими помещениями и МО переборки класса А-30 или коффердамов, цистерн, кладовых. Для перевозки СТ с остатками топлива, относящегося к классу 9, можно использовать все грузовые отсеки и участки палуб.

4.2.2. В грузовых помещениях, предназначенных для перевозки СТ, стационарное и переносное электрооборудование, расположенное в зоне высотой до 450 мм над настилом, на котором расположена ПТ, и в вытяжных вентиляционных каналах, должно быть взрывозащищенным. В остальном пространстве грузового помещения оно может быть установлено в водозащищенном исполнении.

4.2.3. Если какое-либо оборудование (кабель, электродвигатель, электрические аппараты, приборы, светильники и др.) в грузовом помещении не отвечает требованиям п. 4.2.2, то оно должно быть надежно отключено на распределительном щите и должны быть приняты меры к недопущению случайного или преднамеренного его включения в течение всего времени нахождения техники в грузовом помещении и до окончания дегазации помещений (если таковая требовалась). Допускается отключение электрооборудования в грузовом помещении при условии, что место разъема будет надежно заизолировано. Требования п. 4.2.2 на системы пожарной сигнализации не распространяются.

4.2.4. Передвижное и переносное электрооборудование, не отвечающее требованиям п. 4.2.2, рекомендуется удалить из грузового помещения или должны быть приняты меры, исключающие возможность его использования в этом грузовом помещении.

4.2.5. Требования п. п. 4.2.2 и 4.2.3 допускается не применять, если:

- на судне установлена автоматическая система газового анализа, извещающая о превышении допустимой концентрации паров бензина в грузовом помещении;

- предусмотрена возможность немедленного (ручного или автоматического) и эффективного отключения электрооборудования, находящегося в грузовом помещении;

- система вентиляции обеспечит в любое время поддержание концентрации паров бензина в грузовом помещении не более 1,6 г/куб. м.

4.2.6. Для ликвидации в грузовых помещениях зон повышенной концентрации паров топлива, способных образоваться в аварийной ситуации (разлив топлива), допускается применение переносных электрических дымососов либо переносных вентиляционных установок, располагаемых вне грузовых помещений.

4.2.7. Вентиляционная система каждого грузового отсека должна быть автономной. В грузовых отсеках, не имеющих автономной системы вентиляции, необходимо наличие противопожарных заслонок в каналах вентиляции.

4.2.8. Конструкция и исполнение вентилятора должны исключать возможность образования искр, для чего крылатка и корпус должны изготавливаться из материалов, которые при взаимодействии не образуют искр.

4.2.9. Приемные отверстия систем вентиляции должны быть расположены в нижней (не более чем 400 мм от палубы) и в верхней (не более 400 мм от подволока) зонах грузового помещения.

4.2.10. Грузовое помещение, предназначенное для перевозки ПТ, должно быть обеспечено водопожарной системой, а также одной из следующих систем:

- водораспыления и водяных завес;

- пенного тушения;

- тушения парами легкоиспаряющихся жидкостей;

- инертного газа;

- углекислотного тушения.

4.2.11. Судно должно быть дополнительно снабжено огнетушителями из расчета 1 шт. на каждые 150 кв. м грузового помещения, предназначенного для перевозки ПТ.

4.2.12. На каждом судне должны быть комплекты снаряжения для пожарных на каждого члена аварийной партии, но не менее трех. В каждом комплекте должен быть автономный дыхательный аппарат. Применение кислородных изолирующих приборов не допускается.

4.2.13. Каждое грузовое помещение должно оборудоваться установками автоматической пожарной сигнализации (рекомендуется УАПС с дымовыми фотоэлектрическими извещателями).

4.2.14. Требования разд. 4.2 не распространяются на суда и грузовые помещения, специально построенные для перевозки СТ, а также предназначенные для перевозки СТ, заправленной топливом с температурой вспышки более 61 °C.

4.2.15. В случае невозможности выполнения требований по конструктивной приспособленности судов для перевозки следует руководствоваться инструкциями, приведенными в "Наставлении по креплению грузов", разработанными для каждого типа универсальных судов с учетом их особенностей и условий плавания.