4.2. Требования к укладке и креплению груза

4.2.1. В первую очередь длинной стороной вдоль бортов судна должны устанавливаться высокие грузовые места максимальной массы, допустимой по грузоподъемности применяемых перегрузочных механизмов.

4.2.2. Остальные грузовые места должны устанавливаться длинной стороной преимущественно поперек судна или комбинированно, формируя плотный устойчивый штабель от бортов к ДП и от поперечных переборок к середине отсека с соблюдением высоты, определенной по формуле 4.1. При этом грузовые места, масса которых превышает грузоподъемность механизмов, должны устанавливаться на просвете люка.

4.2.3. Под каждое грузовое место нижнего яруса в плоскости каждого элемента поперечного набора укладывают деревянные прокладки сечением не менее 40 x 100 мм. При необходимости, к этим прокладкам прибивают дополнительные подкладки и клинья, обеспечивающие устойчивое положение блока (глыбы) на качке и включение в работу всех прокладок.

4.2.4. Под каждое грузовое место во втором и последующих ярусах должно быть уложено не менее двух прокладок, размеры и расположение которых должны обеспечить сохранение его устойчивости, прочности и исключить возможность прямого контакта между верхними и нижними блоками.

4.2.5. Во втором и последующих ярусах ближние к бортам блоки должны опираться на высокие кромки блоков нижнего яруса либо на судовой набор, при необходимости, через прочные клетки из бруса сечением не менее 100 x 100 мм. На просвете люка блоки должны укладываться с максимальной плотностью в каждом ярусе, чередуя, при необходимости, поперечное и продольное размещение блоков для формирования от яруса к ярусу устойчивого штабеля.

4.2.6. Если указанное в таблице 3.1 или в представленной грузоотправителем "Информации о грузе" значение угла устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

4.2.7. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то поперечные пустоты между блоками верхнего яруса должны быть заполнены блоками (глыбами) меньшего размера или прочными клетками из бруса сечением не менее 100 x 100 мм. В неполном ярусе вдоль свободной вертикальной поверхности последнего поперечного ряда должны быть заведены от борта до борта 2 найтова разрывной прочностью не менее 98 кН с прокладками из вертикально установленных досок во всех точках контакта с грузовыми местами.

4.2.8. С целью экономии пиломатериалов, стояночного времени и трудозатрат на крепление рекомендуется обертывать деревянные прокладки бризолом, повышающим коэффициент трения между прокладками и грузом с 0,5 до 0,7. Обертывание деревянных прокладок бризолом может производиться как по винтовой линии, так и размещением продольных полос бризола под и над прокладками.

4.2.9. Применение деревянных прокладок, обернутых бризолом, обеспечивает несмещаемость мрамора и гранита во всех эксплуатационных условиях плавания и позволяет отказаться от устройства клеток и распорок как между отдельными грузовыми местами, так и между грузом и корпусом судна.