1.2. Классификация контейнеров

В соответствии со стандартом ИСО 830 под грузовым контейнером понимается предмет транспортного оборудования:

- имеющий постоянный характер и в силу этого достаточно прочный, чтобы быть пригодным для многократного использования;

- специальной конструкции, позволяющей осуществлять перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов;

- снабженный приспособлениями, позволяющими осуществлять его перегрузку, в частности, передачу с одного вида транспорта на другой;

- изготовленный таким образом, чтобы максимально облегчить процессы его загрузки-разгрузки;

- имеющий внутренний объем 1 куб. м (35,5 куб. футов) или более.

Контейнеры классифицируются по следующим основным признакам: виду транспорта, назначению, конструкции, техническим параметрам.

По виду транспорта контейнеры подразделяются на предназначенные для использования:

- на всех основных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, морском и внутреннем водном); и

- на воздушном транспорте.

При классификации авиационных контейнеров должны быть сделаны особые ссылки на вид транспорта.

При морских перевозках в основном используются контейнеры серии 1 ИСО, имеющие ширину 2438 мм. Контейнеры высотой 2438 мм имеют обозначение 1C, 1B, 1A, 1D; высотой 2591 мм - 1CC, 1BB, 1AA; высотой 2896 - 1BBB, 1AAA; высотой менее 2438 мм - 1CX, 1BX, 1AX и 1DX.

Кроме того, на морском транспорте при смешанных перевозках могут использоваться авиационные / наземные (интермодальные) контейнеры.

По назначению контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные.

Универсальные контейнеры - это общее определение, применимое для всех типов контейнеров, предназначенных для перевозки широкой номенклатуры генеральных грузов (сюда не входят авиационные и специализированные контейнеры).

В свою очередь, универсальные контейнеры подразделяются на контейнеры общего назначения и контейнеры особого назначения.

Контейнеры общего назначения полностью закрыты и пылеводонепроницаемы, имеют жесткую крышу, жесткие торцевые и боковые стенки, а также дверь, расположенную, по крайней мере, в одной из торцевых стенок. В эту группу входят и контейнеры с открывающейся или со съемной крышей.

Контейнеры особого назначения имеют свои конструктивные особенности, позволяющие облегчить погрузку-выгрузку груза либо обеспечивающие достижение особых целей, например вентиляцию груза.

К этой группе относятся:

- вентилируемые закрытые контейнеры;

- контейнеры, открытые сверху;

- контейнеры-платформы;

- контейнеры на базе платформы.

Под вентилируемыми (проветриваемыми) понимают закрытые контейнеры, снабженные отверстиями для пассивной аэрации либо оборудованные системой принудительной вентиляции для ускорения естественной конвекции воздуха в пределах внутреннего объема контейнера.

Контейнеры, открытые сверху, в отличие от контейнеров общего назначения, не имеют жесткой крыши, но могут быть снабжены гибкими раздвижными или съемными чехлами. Кроме того, они оборудованы откидными или съемными верхними торцевыми элементами или торцевыми дверями.

Контейнер-платформа представляет собой грузовую платформу тех же размеров, что и основание контейнера общего назначения, оборудованную верхними и нижними угловыми фитингами и не имеющую верхней рамы.

Контейнеры на базе платформы имеют такое же основание, как и контейнеры-платформы. Они могут иметь по периметру жесткую верхнюю раму, которая воспринимает продольную нагрузку между торцевыми балками крыши, или неполную верхнюю раму как с жестко закрепленными, так и со складными торцами.

Специализированные контейнеры предназначены для перевозки скоропортящихся, жидких, сыпучих, газообразных и других видов грузов. К таким контейнерам относятся:

- изотермические контейнеры;

- контейнеры-цистерны;

- контейнеры для навалочных грузов;

- контейнеры для других видов грузов.

В свою очередь, изотермические контейнеры подразделяются на:

- термоизолированные контейнеры;

- рефрижераторные контейнеры с расходуемым хладоносителем;

- рефрижераторные контейнеры с машинным охлаждением;

- отапливаемые контейнеры;

- рефрижераторные и отапливаемые контейнеры.

Контейнеры-цистерны предназначены для перевозки различных жидкостей, сжиженных газов и навалочных грузов. Они могут быть односекционные или иметь несколько секций.

К контейнерам для перевозки других видов грузов относятся различные типы контейнеров, предназначенные для перевозки особых грузов, например автомобилей, скота и т.д., и изготовленные в соответствии с общими требованиями ИСО.

По конструкции (общему устройству) контейнеры могут быть крытые или открытые, водонепроницаемые и герметизированные, металлические и из полимерных материалов, с деревянными стенками и металлическим каркасом.

Универсальные контейнеры, перевозимые на подвижном составе всех основных видов транспорта, в зависимости от массы брутто, подразделяются на три категории:

- крупнотоннажные массой брутто от 10 т и выше <*>;

- среднетоннажные массой брутто от 3 до 10 т;

- малотоннажные массой брутто менее 3 т.

--------------------------------

<*> Основные характеристики крупнотоннажных и среднетоннажных универсальных контейнеров приведены в Приложении 1.1 РД 31.11.21.18-96 "Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом" (книга 1).

Ниже на рис. 1.2.1 - 1.2.9 представлены некоторые типы контейнеров.