2.11. Стальные слитки

2.11.1. Информация о грузе:

┌───────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬─────────┐

│Форма, размеры,│ Удельный │Удельная │ Угол │Коэффици-│

│масса грузового│погрузочный │распределен-│статической │ент про- │

│ места │объем (УПО),│ная нагрузка│устойчивости│ницаемос-│

│ │мю, куб. м/т│от одного │ штабеля │ти груза,│

│ │ │грузового │ груза, хи, │k │

│ │ │места, │ град. │ │

│ │ │qг, тс/кв. м│ │ │

├───────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼─────────┤

│Усеченные пира-│0,2 - 0,5 │от 0,5 │24° - слиток│ 0,2 │

│мида или конус │ │в зависимос-│по слитку; │ │

│шириной 250 - │ │ти от │34° - слиток│ │

│700 мм, длиной │ │габаритных │по дереву │ │

│500 - 2000 мм, │ │размеров │ │ │

│с углом уклона │ │ │ │ │

│боковой поверх-│ │ │ │ │

│ности к про- │ │ │ │ │

│дольной оси от │ │ │ │ │

│2° до 5°, │ │ │ │ │

│массой до 20 т │ │ │ │ │

└───────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴─────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- габаритные размеры и масса каждого слитка из предъявленных к перевозке;

- количество штук и общая масса по каждому размеру.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", предоставляемой грузоотправителем.

2.11.2. Если приведенные в "Информации о грузе" значения углов статической устойчивости штабеля груза хи при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяют условиям безопасного плавания, то укладку и крепление необходимо выполнять нижеследующим образом.

2.11.2.1. Слитки, ширина основания которых менее ширины шпации, должны укладываться поперек судна центральной продольной осью вдоль поперечных ребер жесткости. При этом деревянные прокладки сечением не менее 50 x 100 мм должны располагаться вдоль судна (поперек слитков) под их оконечностями (см. рис. 2.11.1). Под слитками, в поперечном сечении округлыми или многогранными, на деревянных прокладках необходимо закреплять клинья или бруски, обеспечивающие устойчивое положение таких слитков.

2.11.2.2. Слитки, ширина основания которых более ширины шпации, должны укладываться поперек судна с опорой на два поперечных ребра жесткости, а прокладки под ними должны также располагаться поперек судна на этих ребрах жесткости (см. рис. 2.11.1).

2.11.2.3. Во втором и последующих ярусах слитки, прямоугольные в поперечном сечении, укладываются вертикальными стопками (см. рис. 2.11.2), а квадратные и овальные - с уступом не менее чем на половину ширины слитка (см. рис. 2.11.1) или в углубления, образованные слитками нижних ярусов. Прокладки между ярусами укладываются вдоль судна, соединяя соседние стопки.

2.11.2.4. Слитки нижнего яруса должны укладываться высоким концом в сторону ближайшего борта с чередованием ориентации в последующих ярусах. Крайние к борту слитки должны устанавливаться с учетом условий погрузки и выгрузки как можно ближе к бортам. Внутренние слитки должны устанавливаться вплотную к наружным.

2.11.2.5. В пространстве, остающемся в ДП и меньшем длины слитка, допускается производить укладку слитков вдоль судна, располагая нижние прокладки в плоскости поперечных ребер жесткости и упирая концы межъярусных прокладок в ближайшие поперечно уложенные слитки (см. рис. 2.11.1).

2.11.3. Если приведенные в "Информации о грузе" значения углов статической устойчивости штабеля груза хи при расчете критерия несмещаемости не удовлетворяют условиям безопасного плавания, то это указывает на необходимость дополнительного крепления. При этом укладку и крепление необходимо выполнять нижеследующим образом.

2.11.3.1. Слитки должны укладываться вдоль судна. В ярусе слитки должны быть направлены узким концом в одну сторону. В каждом последующем ярусе направление слитков должно изменяться на противоположное.

2.11.3.2. Слитки каждого яруса должны укладываться на деревянные прокладки толщиной не менее 40 мм. Прокладки под первый ярус слитков должны укладываться в плоскости элементов поперечного набора перекрытия.

2.11.3.3. Под слитки округлого или многогранного сечения в первом ярусе необходимо с боков подбивать и фиксировать гвоздями клинья или опорные бруски высотой не менее 0,1 диаметра слитка. Слитки последующего яруса должны укладываться в углубления между слитками предыдущего яруса.

2.11.3.4. При размещении слитков на всю ширину грузового помещения между штабелем и бортом должны быть установлены деревянные подушки, рамы и клетки из брусьев сечением не менее 100 x 100 мм.

2.11.3.5. Способы крепления штабелей слитков при такой укладке приведены в Приложениях 7 и 5. При этом расчет прочности найтовов должен выполняться по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 или Приложению 4 настоящих Правил, принимая к учету хи = 34°.