2.4. Стальной лист в рулонах

2.4.1. Информация о грузе:

┌───────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬─────────┐

│Форма, размеры,│ Удельный │Удельная │ Угол │Коэффици-│

│масса грузового│погрузочный │распределен-│статической │ент про- │

│ места │объем (УПО),│ная нагрузка│устойчивости│ницаемос-│

│ │мю, куб. м/т│от одного │ штабеля │ти груза,│

│ │ │грузового │ груза, хи, │k │

│ │ │места, │ град. │ │

│ │ │qг, тс/кв. м│ │ │

├───────────────┼────────────┼────────────┼──────┬─────┼─────────┤

│Рулоны │0,23 │4,66 │50° │30° │0,31 │

│цилиндрической │ │ │с │без │ │

│формы наружным │ │ │опорой│опоры│ │

│диаметром │ │ │на │на │ │

│d = 1150 - 1200│ │ │борта │борта│ │

│мм, длиной │ │ │ │в │ │

│(высотой) 1250 │ │ │ │верх-│ │

│мм, средней │ │ │ │нем │ │

│массой около │ │ │ │ярусе│ │

│7,5 т │ │ │ │ │ │

└───────────────┴────────────┴────────────┴──────┴─────┴─────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- габаритные размеры рулонов (наружный и внутренний диаметр, длина (высота);

- толщина листа в рулонах;

- количество штук и общая масса по каждому наружному диаметру, длине рулонов и толщине листа;

- удельная распределенная нагрузка от одного грузового места;

- наличие и характеристики средств упаковки.

Для штабелирования более чем в два яруса рулонов с толщиной листа менее 1,5 мм необходимо получить письменное согласие грузоотправителя или грузополучателя.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", предоставляемой грузоотправителем.

2.4.2. Требования безопасности к грузовому плану

2.4.2.1. Требования распространяются на перевозку стального листа в рулонах и в рулонах на поддонах (салазках). Наиболее часто к перевозке предъявляются рулоны длиной (высотой при установке на торец) от 80 до 170 см, с внешним диаметром от 120 до 180 см и массой от 1 до 16 т и более.

2.4.2.2. Допустимое число ярусов i при штабелировании рулонов в трюмах судна должно определяться по формуле 4.2 РД 31.11.21.16-96.

2.4.2.3. Допускается принимать распределение давления рулона равномерным по площади его горизонтальной проекции при условии его установки на настил второго дна через доски сечением не менее 40 x 150 мм с установкой на доски под рулон, как минимум, трех клиньев из бруса сечением равным 0,1d (рис. 2.4.1), из них два клина - со свободной стороны только что установленного рулона и третий - со стороны, прижатой к предыдущему рулону. Для облегчения забивки гвоздей в этот третий клин и повышения продольной устойчивости штабеля наружные кромки досок должны располагаться вдоль торцевых кромок нижнего яруса рулонов.

Каждый клин должен быть туго забит под рулон, после чего прибит к доскам гвоздями длиной не менее 0,125d для фиксации их взаимного расположения.

2.4.3. Рулоны на судне могут размещаться как на образующую, так и на торец в несколько ярусов, исходя из допустимой нагрузки на настил грузового помещения.

2.4.4. На образующую рулоны должны укладываться продольной осью вдоль судна поперечными рядами от борта до борта. В каждом ряду необходимо подбирать рулоны одного или близкого диаметра и длины.

2.4.4.1. При перевозке в один ярус укладку следует начинать от бортов к середине трюма, подклинивая рулоны со стороны диаметральной плоскости от раскатывания. Последний в ряду рулон укладывается на два ранее уложенных, нависая над зазором между ними. Ширина зазора допускается от 0,3 до 0,7 диаметра рулона. Крепление последнего рулона выполняется, как показано на рис. 2.4.2.

2.4.4.2. При штабелировании рулонов более чем в два яруса укладку рулонов всегда следует начинать от диаметральной плоскости (ДП), устанавливая точно в ДП два или один рулон, в зависимости от четности или нечетности заранее определенного числа рулонов, помещающихся по ширине трюма, соответственно.

2.4.4.3. Перед погрузкой на настил второго дна укладываются встык деревянные прокладки толщиной и шириной не менее 40 x 150 мм в две линии от борта до борта. Расстояние между наружными кромками прокладок в этих линиях должно быть равно длине рулона.

2.4.4.4. С целью сохранения плотности и регулярности укладки рулонов во втором и последующих ярусах каждого ряда рулоны с диаметром и, следовательно, массой большими, чем средние по партии, должны быть уложены в самом нижнем ярусе (на настил второго дна), а рулоны с диаметром (массой) меньшими, чем средние по партии, - в самом верхнем ярусе.

Для этого необходимо до начала погрузки составить подробную схему укладки с учетом заранее измеренных фактических размеров рулонов, подлежащих погрузке на судно, а в процессе погрузки организовать контроль за подачей на судно рулонов в последовательности, определяемой принятой схемой укладки. Такую работу в состоянии выполнить специализированная сюрвейерская организация.

2.4.4.5. Для обеспечения плотности укладки на бортовых скосах должны выстраиваться прочные и устойчивые выгородки из бруса, создающие опорную поверхность на скосах под углом 60° к настилу второго дна (см. рис. 2.4.4, поз. 1).

2.4.4.6. Допускается укладывать рулоны второго и последующих ярусов на скосы через прокладки из бруса сечением не менее 0,1d. В этом случае между рулонами в районе скосов возникают значительные промежутки, которые в верхнем ярусе должны быть заполнены прочными устойчивыми клетками из бруса. Рулоны, не имеющие опоры, а также рассчитанное количество рулонов в верхнем ярусе из имеющих опору на соседние должны быть принайтованы к нижележащим рулонам каждый двумя найтовами (тросами или поясами стальной ленты соответствующей прочности), как показано на рис. 2.4.4, поз. 2, и рис. 2.4.5.

2.4.4.7. Необходимость дополнительных найтовов и их достаточное количество определяются по методике, приведенной в Приложении 4 настоящих Правил.

2.4.4.8. По окончании погрузки каждый рулон, опирающийся на борт или скосы, должен быть сверху подклинен со стороны борта прибитыми к деревянным прокладкам клиньями (см. рис. 2.4.4, поз. 3).

2.4.4.9. Зазор между соседними поперечными рядами рулонов высотой до 4-х ярусов должен оставляться не менее 5 - 15 см (см. рис. 2.4.5).

2.4.4.10. Для обеспечения продольной устойчивости на килевой качке четырехъярусного штабеля (высотой 4,2 м) под рулоны 3-го и 4-го ярусов должны быть уложены тонкие деревянные прокладки в две линии вдоль торцевых кромок рулонов.

2.4.4.11. При укладке в 5 и более ярусов (высота штабеля более 5 м) должны быть приняты специальные меры для обеспечения продольной устойчивости штабеля, в частности, можно произвести установку рулонов каждого ряда в 5-м ярусе с опорой на рулоны 4-го яруса в двух соседних поперечных рядах, как показано на рис. 2.4.6.

2.4.5. При перевозке стального листа в рулонах в положении на "торец" они должны размещаться с максимальной плотностью. Укладку следует производить от бортов к диаметральной плоскости. Пустоты над льяльными скосами (при укладке в два и более ярусов) и возникающие в районе диаметральной плоскости следует заполнять прочными клетками из бруса (рис. 2.4.7).

2.4.6. Перед погрузкой второго и следующих ярусов на торцевую поверхность рулонов необходимо уложить доски для исключения контактов между рулонами смежных ярусов. В верхнем ярусе рулоны в неполных рядах должны быть охвачены найтовами и прижаты к судовым конструкциям (рис. 2.4.7).

2.4.7. При совместной загрузке пакетами стальных листов и рулонами рекомендуется в подпалубных пространствах размещать пакеты, а на просвете люка - рулоны, ориентированные образующей поперек судна. Для возможности заведения стропов не менее чем 2 рулона в средней части судна следует устанавливать с зазором около 30 мм, используя для этого деревянные прокладки.

2.4.8. Вертикальные рулоны тонкого (< 0,8 мм) стального листа на поддонах допускается устанавливать не более чем в 2 яруса. При условии применения промежуточных прокладок число ярусов может быть увеличено с учетом местной прочности.