2.18. Чугун в чушках

2.18.1. Общая информация о грузе - чугун в чушках (pig iron)

Известно более 30 видов формы (удлиненные, плоские, пирамидальные, конические, полусферические, дробленые - бесформенные и т.д.) и размеров чугунных чушек, пять из которых показаны на рис. 2.18.1.

Практически каждая форма и каждый размер чушек характеризуются различной склонностью к смещению в условиях морской перевозки от сравнительно безопасных чушек удлиненной формы до весьма опасных, смещающихся по типу зерна, мелких (массой до 15 кг) чушек пирамидальной формы.

2.18.2. Общие требования при перевозках чугуна в чушках

2.18.2.1. Допустимая высота штабеля чугуна в грузовом помещении должна определяться по формуле 4.1 РД 31.11.21.16-96.

2.18.2.2. Во избежание повреждений конструкций настилов грузовых помещений первоначальный слой груза высотой не менее 0,5 м создается за счет осторожного высыпания чушек из грузовых ковшей и т.п. на уровне настила. Сброс чушек после этого допускается с высоты не более 0,5 м. При погрузке многочелюстными грейферами верхняя палуба должна быть защищена бревнами, брусьями толщиной не менее 150 мм или другими подходящими материалами.

2.18.2.3. В процессе погрузки поверхность штабеля чугуна должна быть разровнена, при этом максимальная его высота нигде не должна превышать допустимую, а к окончанию погрузки минимальная высота опирания груза на борта, отсчитываемая от уровня горизонтального настила, должна быть не менее принятой при расчете критерия несмещаемости.

2.18.2.4. Доступ людей в закрытые грузовые помещения с чугуном запрещается, за исключением выполнения аварийных работ. В этих случаях спуск разрешается в ботинках с защитными подносками только в изолирующих дыхательных аппаратах или после проветривания при полном раскрытии люков с соблюдением требований "Правил техники безопасности на судах морского флота" (РД 31.81.10-91).

2.18.3. Ниже приводятся условия перевозки двух, достаточно изученных, видов чушек: удлиненной формы и дробленых ошлакованных. Условия перевозки любой другой формы и размеров чугунных чушек должны быть представлены грузоотправителем в виде "Информации о грузе" (см. приложение 1 РД 31.11.21.16-96), разработанной компетентной организацией.

2.18.4. Информация о грузе - чугун в чушках удлиненной формы:

┌──────────────────────┬────────────┬────────────────┬───────────┐

│Форма, размеры, масса │ Удельный │Угол статической│Коэффициент│

│ грузового места │погрузочный │ устойчивости │проницае- │

│ │объем (УПО),│ штабеля груза, │мости гру- │

│ │мю, куб. м/т│ хи, град. │за, k │

├──────────────────────┼────────────┼────────────────┼───────────┤

│Чушки с отношением │0,31 │см. Приложение │0,59 │

│длины к ширине больше │ │9 настоящих │ │

│2, полуовальной или │ │Правил │ │

│трапециевидной формы │ │(в зависимости │ │

│поперечного сечения │ │от высоты слоя │ │

│шириной до 200 мм, │ │груза) │ │

│высотой до 100 мм, │ │ │ │

│длиной 300 - 550 мм, │ │ │ │

│массой до 55 кг │ │ │ │

└──────────────────────┴────────────┴────────────────┴───────────┘

2.18.5. Информация о грузе - чугун дробленый ошлакованный МОД-1 и МОД-2 производства АК "Тулачермет"

┌──────────────────────┬────────────┬────────────────┬───────────┐

│Форма, размеры, масса │ Удельный │Угол статической│Коэффициент│

│ грузового места │погрузочный │ устойчивости │проницае- │

│ │объем (УПО),│ штабеля груза, │мости гру- │

│ │мю, куб. м/т│ хи, град. │за, k │

├──────────────────────┼────────────┼────────────────┼───────────┤

│Дробленые обломки │0,45 │37° │0,5 │

│сферического │ │при высоте слоя │ │

│сегмента линейными │ │груза >= 1,6 м │ │

│размерами │ │или покрытии │ │

│от 300 до 800 мм, │ │стального насти-│ │

│массой до 700 кг, │ │ла материалом с │ │

│с включениями до │ │повышенным коэф-│ │

│10% доменного шлака │ │фициентом трения│ │

└──────────────────────┴────────────┴────────────────┴───────────┘

2.18.6. Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- форма, габаритные размеры и масса одной чушки;

- удельный погрузочный объем груза;

- угол статической устойчивости штабеля груза, определенный по методике приложения 1 РД 31.11.21.16-96.

При отличии отдельных данных от указанных в таблицах они должны быть уточнены в "Информации о грузе", предоставляемой грузоотправителем, и содержащей, в том числе, мероприятия по обеспечению несмещаемости при морской перевозке.

2.18.7. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля чугуна, соответствующее фактической высоте груза в грузовом помещении, при расчете критерия несмещаемости по Приложению 9 настоящих Правил удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

2.18.8. Если фактическая высота груза, характеристики которого приведены в п. п. 2.18.4 и 2.18.5, не обеспечивает необходимого значения угла статической устойчивости штабеля груза, то для его повышения до значения в 39° должно быть выполнено покрытие стальных настилов одним из материалов с повышенным коэффициентом трения, характеристики которых приведены в приложении 4 РД 31.11.21.16-96.

2.18.9. Покрытие стальных настилов грузовых помещений судов материалами с повышенным коэффициентом трения производится за счет грузоотправителя силами порта до начала погрузки чугуна путем раскатки рулонов полосами "встык" или укладки досок всплошную от борта до борта.

2.18.10. Высыпание чушек из первого ковша должно производиться без значительного (более 3 кв. м) сдвига или повреждения покрытия путем регулирования вылета стрелы крана. Последующие ковши должны устанавливаться на ранее погруженный груз.

2.18.11. Необходимое количество материалов для обеспечения отгрузки плановых объемов чугуна определяется в квадратных метрах делением объемов в тоннах на три.

2.18.12. Администрация судна должна осуществлять контроль за качеством укладки покрытий в грузовых помещениях судна и штивкой груза. По окончании погрузки должен быть выполнен осмотр поверхности штабелей с целью переукладки отдельных неустойчивых чушек или кусков дробленого чугуна для исключения их падения в условиях качки.