8.1. Общие требования к размещению, погрузке и креплению лесных грузов на судне

8.1.1. Размещение и погрузка лесных грузов на судно должны производиться в соответствии с грузовым планом и поконосаментно.

8.1.2. Высота каравана на открытой грузовой палубе определяется исходя из:

- требований по остойчивости судна;

- допустимой нагрузки на крышки люков и элементы главной палубы;

- действующей грузовой марки.

Зимой в зимней сезонной зоне высота укладки лесоматериалов над открытой палубой не должна превышать 1/3 наибольшей ширины судна, если в судовом "Наставлении по укреплению грузов" не установлено иное.

8.1.3. Зимой, во время погрузки, лесной груз должен быть очищен от льда и снега.

8.1.4. После окончания топливных и балластных операций и загрузки трюмов должны быть тщательно сняты осадки судна и определены масса груза в трюмах и расчетные осадки на конец погрузки планируемой массы груза на верхнюю палубу.

8.1.5. При погрузке судна с использованием лесной грузовой марки, т.е. когда объем палубного груза засчитывается при расчете плеч остойчивости формы, палубный лесной груз должен быть размещен по всей ширине судна как можно ближе к бортам с учетом имеющихся препятствий, таких как: леерные ограждения, ребра жесткости фальшборта, стойки и т.п., при условии, что свободные промежутки на борту судна не будут превышать 4% ширины судна и по всей длине, равной длине колодца или сумме длин колодцев между надстройками.

На судах, не имеющих в корме ограничивающей надстройки, лесной груз следует укладывать до кормового конца последнего люка.

Лесной палубный груз должен быть уложен возможно более плотно на высоту не менее стандартной высоты надстройки, но не возвышенного квартердека. Максимальная высота палубного груза не должна превышать установленной по условиям обзора с места управления судном (см. п. 4.2.4 РД 31.11.21.16-96).

Палубный лесной груз должен быть закреплен по всей длине охватывающими поперечными найтовами, соответствующими требованиям раздела 4.9 настоящих Правил. Найтовы должны быть установлены таким образом, чтобы они облегали, насколько это практически возможно, поверхность палубного лесного груза по всей его высоте и ширине.

8.1.6. При чисто продольном размещении лесных грузов на верхней палубе выше уровня фальшборта до начала погрузки судна могут быть установлены стензели, отвечающие требованиям раздела 4.10 настоящих Правил.

После окончания погрузки продольно размещенных сортиментов лесного груза поверх поперечных найтовов в носовой и кормовой частях штабелей могут быть установлены по паре диагональных найтовов, по конструкции аналогичных поперечным.

8.1.7. При размещении лесных грузов должны быть приняты меры по обеспечению безопасного доступа к пробкам мерительных трубок, противопожарному оборудованию, спускным кранам пожарной магистрали, клинкетам, горловинам и приемным трубам топливной системы, а также в жилые и служебные помещения.

8.1.8. Способ укладки палубного лесного груза должен учитывать форму, размеры и прочность грузовых мест, используя эти характеристики для создания устойчивого штабеля, способного выдерживать, не разрушаясь, статические и динамические нагрузки, возникающие в процессе морской перевозки.

8.1.9. При проявлении необъяснимого постоянного крена необходимо приостановить погрузку и принять меры для выявления его причин. Для этого необходимо произвести замеры воды, топлива, балласта и жидкостей в льяльных колодцах, сравнить их с предыдущими замерами, проверить количество и равномерность распределения груза.

8.1.10. В процессе погрузки на верхнюю палубу необходимо методом кренования контролировать метацентрическую высоту, не допуская ее значений ниже запланированных.

8.1.11. Найтовы должны быть всегда обтянуты втугую. На выход в море на всех талрепах должен быть запас не менее половины рабочего хода. Талперы, не имеющие штатных стопорных устройств, должны быть застопорены иным подходящим способом.

8.1.12. В местах, где невозможно произвести плотную укладку, пакеты должны быть расклинены в поперечном направлении деревянными распорками, клиньями или клетками из бруса.

8.1.13. Укладка пакетов в грузовых помещениях специализированных судов - пакетовозов и лихтеров открытого типа должна производиться поярусно.

8.1.14. Пакеты на судах типа "ро-ро" следует устанавливать на прокладки для возможности использования вилочных погрузчиков.

8.1.15. Если судно не использует лесную грузовую марку, или высота палубного лесного груза превышает 6,0 м, или удельный погрузочный объем груза менее 2,0 куб. м/т, то способ укладки и крепления, как и сама необходимость крепления, определяются исходя из результатов расчетов критерия несмещаемости при приложению 5 РД 31.11.21.16-96 с учетом приведенных ниже значений угла статической устойчивости штабеля для соответствующего варианта размещения груза и района предстоящей перевозки.

Возможные варианты могут быть заранее определены судовладельцем и представлены в судовом "Наставлении по креплению грузов", в том числе варианты, предусматривающие, при необходимости, ограничения по допустимой высоте волны на переходе.

8.1.16. Если по результатам расчета критерий несмещаемости оказывается меньше 1,0, то это свидетельствует о необходимости дополнительного крепления, прочность которого определяется нагрузкой Q, тс, возникающей от превышения угла динамического крена над углом динамической устойчивости груза, и рассчитывается по формуле:

Q = P x (tg ТЭТАdin - tg ТЭТАs), (8.1)

где P - масса штабеля груза, нуждающегося в креплении, т.

Количество необходимых найтовов определяется схемой их установки и прочностью и конкретизируется, при необходимости, в соответствующем разделе настоящих Правил и в судовом "Наставлении по креплению грузов".

8.1.17. Общую прочность системы крепления груза на верхней палубе рекомендуется ограничивать нагрузками, возникающими при аварийном крене судна более 40°. В этом случае возрастает вероятность аварийного сброса штабеля, создающего запас плавучести и остойчивости, для продолжения борьбы за живучесть судна.