Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.1. Причины образования конденсата

При переходе судна из теплой зоны в холодную существует реальная опасность конденсации влаги на внутренних поверхностях металлического набора корпуса судна. Условие образования конденсата можно записать в следующем виде:

температура внутренней поверхности ограждения грузового помещения (которая на практике бывает равной или близкой к температуре наружного воздуха или забортной воды) должна оказаться ниже температуры точки росы воздуха в грузовом помещении.

Во время погрузки судна в портах тропической зоны трюмный воздух, как и груз, имеет высокую температуру. Примерно такую же температуру имеет наружный воздух и забортная вода. По мере движения судна на север в холодную зону температура наружного воздуха и забортной воды понижается, иногда довольно резко. Вслед за ними снижается и температура корпуса судна, поскольку металлическая обшивка обладает высокой температуропроводностью. Штабель груза, обладая большой тепловой инерционностью, препятствует процессу охлаждения трюмного воздуха за счет теплопотерь через наружные ограждения. Температура точки росы трюмного воздуха практически не меняется, оставаясь близкой к температуре точки росы трюмного воздуха на момент отхода судна из порта погрузки.

Постепенное снижение температуры наружного воздуха и забортной воды, а вслед за ними и температуры корпуса судна в определенный момент приведет к созданию ситуации, когда температура внутренних поверхностей ограждения грузовых помещений станет ниже температуры точки росы трюмного воздуха, т.е. создаются благоприятные условия для образования конденсата на металлических поверхностях. При этом, чем больше разница между температурой ограждений и температурой точки росы трюмного воздуха и чем более длительное время эта разница существует, тем интенсивнее будет процесс образования конденсата. На процесс образования конденсата в значительной мере влияют суточные колебания температуры окружающей среды: наружного воздуха - для твиндеков и забортной воды - для трюмов. Как правило, амплитуда колебаний выше у наружного воздуха (особенно в прибрежных районах), поэтому на практике процесс образования конденсата наиболее интенсивно происходит в твиндеках в предутренние часы (в наиболее холодное время суток). Исключение составляют случаи пересечения зон теплого и холодного течений, когда конденсат будет интенсивно образовываться в трюмах (по бортам). Перевозчик не в силах изменить температуру окружающей среды (воздуха и забортной воды), поэтому в целях исключения (или снижения интенсивности) образования конденсата все усилия его должны быть направлены на уменьшение температуры точки росы трюмного воздуха путем удаления избыточной влаги из грузового помещения. Это достигается правильным и своевременным вентилированием.