Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.2. Основные закономерности изменения гидрометеорологической обстановки

2.2. Основные закономерности изменения

гидрометеорологической обстановки

На практике обычно различают три вида колебаний параметров наружного (атмосферного) воздуха: эпизодические (случайные), суточные и общерейсовые.

Эпизодические колебания температуры и точки росы наружного воздуха могут быть вызваны приближением судна к берегу, изменением направления и силы ветра, появлением облачности (особенно низкой), изменением давления и другими причинами. При этом требуется более внимательное наблюдение за параметрами наружного воздуха.

Неравномерность теплопритока солнечной энергии в течение суток обуславливает суточные колебания параметров наружного воздуха. Суточными колебаниями принято называть изменения параметров наружного воздуха в течение суток.

Над морем минимальная (наименьшая) температура воздуха бывает в 5 - 6 часов утра <*> перед восходом солнца, максимальная (наибольшая) - в 12 - 13 часов в средних широтах и в 15 - 16 часов в тропиках.

--------------------------------

<*> Здесь и далее имеется в виду поясное время.

Амплитуда суточных колебаний температуры зависит от широты места, времени года, близости берега и пр. и может меняться от 3 - 5 °C (в тропиках) до 12 - 15 °C (например, в зимний период в зоне Суэцкого канала). Облачность, высокая относительная влажность снижают суточную амплитуду колебаний температуры воздуха.

Суточный ход относительной влажности, как правило, противоположен ходу температуры, днем относительная влажность ниже (меньше), чем ночью.

Суточные колебания температуры точки росы воздуха обычно идентичны колебаниям температуры: максимальное ее значение наблюдается в 14 - 17 часов, а минимальное - в 3 - 4 часа. Амплитуда колебаний температуры точки росы несколько меньше и составляет 2 - 3 °C в тропиках и достигает 10 - 12 °C в отдельных прибрежных районах (Суэцкий канал).

Амплитуда суточных колебаний параметров трюмного воздуха значительно меньше благодаря наличию в грузовых помещениях большой массы груза, имеющего в течение суток почти постоянную температуру, и составляет не более 2 - 3 °C для температуры и 1 - 2 °C для точки росы. Температура воздуха в твиндеках в солнечные дни может колебаться в более широких пределах (до 8 - 9 °C) из-за нагрева верхней палубы солнцем.

Следует иметь в виду, что чем резче меняется температура наружного воздуха, тем более пристальное внимание следует уделять наблюдениям за параметрами.

Общерейсовые изменения температуры (разница температур наружного воздуха в портах погрузки и выгрузки) зависят от географического месторасположения портов погрузки и назначения, а также сезона перевозки.

При переходах на рассматриваемых направлениях общерейсовые изменения температуры наружного воздуха составляют 10 - 15 °C в летний период и достигают 25 - 30 °C в зимний сезон. Аналогичны общерейсовые изменения и температуры точки росы.

Скорость изменения общерейсовой температуры не всегда одинаковая: обычно она составляет около 1 °C в сутки, но иногда (в отдельных климатических зонах) может превысить 2 - 2,5 °C в сутки. Такие зоны с точки зрения возможности образования конденсата являются опасными.

Величина общерейсовых изменений температуры забортной воды составляет 5 - 8 °C летом и достигает 18 - 28 °C зимой.