Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Таблица 2. Структура ООП подготовки специалиста

Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

┌──────┬───────────────────────────────┬─────────┬──────────────────┬───────────┐

│ Код │ Учебные циклы и проектируемые │Трудоем- │Перечень дисциплин│ Код │

│УЦ ООП│ результаты их освоения │кость │ для разработки │формируемых│

│ │ │(Зачетные│ примерных │компетенций│

│ │ │единицы) │ программ, │ │

│ │ │<*> │ учебников и │ │

│ │ │ │ учебных пособий │ │

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│ С.1 │Гуманитарный, социальный и│ 26 - 30 │ │ОК-1 - 8 │

│ │экономический цикл │ │ │ПК-1 - 2 │

│ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┤ПК-4 │

│ │ Базовая часть │ 26 │ │ПК-7 │

│ │ В результате изучения│ │ │ПК-11 - 12 │

│ │дисциплин базовой части цикла│ 5 │ Философия │ПК-18 - 19 │

│ │обучающийся должен: │ │ │ПК-22 │

│ │ Знать: │ 2 │ Биоэтика │ПК-30 - 32 │

│ │ методы и приемы философского│ │ │ │

│ │анализа проблем; формы и методы│ 2 │ Правоведение │ │

│ │научного познания, их эволюцию;│ │ │ │

│ │ основные закономерности и│ 3 │История Отечества │ │

│ │тенденции развития мирового│ │ │ │

│ │исторического процесса;│ 2 │ История медицины │ │

│ │важнейшие вехи истории России,│ │ │ │

│ │место и роль России в истории│ 3 │ Экономика │ │

│ │человечества и в современном│ │ │ │

│ │мире; │ 3 │ Иностранный язык │ │

│ │ учение о здоровье населения,│ │ │ │

│ │методах его сохранения,│ 3 │ Латинский язык │ │

│ │взаимоотношения "врач-пациент",│ │ │ │

│ │"врач-родители", выдающихся│ 3 │ Психология, │ │

│ │деятелей медицины и│ │ педагогика │ │

│ │здравоохранения, выдающиеся│ │ │ │

│ │медицинские открытия, влияние│ │ │ │

│ │гуманистических идей на│ │ │ │

│ │медицину; │ │ │ │

│ │ морально-этические нормы,│ │ │ │

│ │правила и принципы│ │ │ │

│ │профессионального врачебного│ │ │ │

│ │поведения, права пациента и│ │ │ │

│ │врача, основные этические│ │ │ │

│ │документы международных и│ │ │ │

│ │отечественных профессиональных│ │ │ │

│ │медицинских ассоциаций и│ │ │ │

│ │организаций; │ │ │ │

│ │ лексический минимум в объеме│ │ │ │

│ │4000 учебных лексических единиц│ │ │ │

│ │общего и терминологического│ │ │ │

│ │характера (для иностранного│ │ │ │

│ │языка); │ │ │ │

│ │ основную медицинскую и│ │ │ │

│ │фармацевтическую терминологию│ │ │ │

│ │на латинском языке; │ │ │ │

│ │ основные направления│ │ │ │

│ │психологии, общие и│ │ │ │

│ │индивидуальные особенности│ │ │ │

│ │психики детей, подростков и│ │ │ │

│ │взрослого человека, психологию│ │ │ │

│ │личности и малых групп. │ │ │ │

│ │ Уметь: │ │ │ │

│ │грамотно и самостоятельно│ │ │ │

│ │анализировать и оценивать│ │ │ │

│ │социальную ситуацию в России и│ │ │ │

│ │за ее пределами и осуществлять│ │ │ │

│ │свою деятельность с учетом│ │ │ │

│ │результатов этого анализа; │ │ │ │

│ │ ориентироваться в действующих│ │ │ │

│ │нормативно-правовых актах о│ │ │ │

│ │труде, особенно в отношении│ │ │ │

│ │женщин и детей, применять нормы│ │ │ │

│ │трудового законодательства в│ │ │ │

│ │конкретных практических│ │ │ │

│ │ситуациях; │ │ │ │

│ │ защищать гражданские права│ │ │ │

│ │врачей и пациентов различного│ │ │ │

│ │возраста; │ │ │ │

│ │ использовать не менее 900│ │ │ │

│ │терминологических единиц и│ │ │ │

│ │терминоэлементов; │ │ │ │

│ │ выстраивать и поддерживать│ │ │ │

│ │рабочие отношения с другими│ │ │ │

│ │членами коллектива. │ │ │ │

│ │ Владеть: │ │ │ │

│ │ навыками изложения│ │ │ │

│ │самостоятельной точки зрения,│ │ │ │

│ │анализа и логического мышления,│ │ │ │

│ │публичной речи, морально-│ │ │ │

│ │этической аргументации, ведения│ │ │ │

│ │дискуссий и круглых столов; │ │ │ │

│ │ принципами врачебной│ │ │ │

│ │деонтологии и медицинской│ │ │ │

│ │этики; │ │ │ │

│ │ навыками чтения и письма на│ │ │ │

│ │латинском языке клинических и│ │ │ │

│ │фармацевтических терминов и│ │ │ │

│ │рецептов; │ │ │ │

│ │ навыками информирования│ │ │ │

│ │пациентов различных возрастных│ │ │ │

│ │групп и их родителей в│ │ │ │

│ │соответствии с требованиями│ │ │ │

│ │правил "информированного│ │ │ │

│ │согласия"; │ │ │ │

│ │ иностранным языком в объеме,│ │ │ │

│ │необходимом для возможности│ │ │ │

│ │получения информации из│ │ │ │

│ │зарубежных источников │ │ │ │

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│ │Вариативная часть (знания,│ 4 │ │ │

│ │умения, навыки определяются ООП│ │ │ │

│ │вуза) │ │ │ │

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│ С.2 │Математический, │ 141 - │ │ОК-1 │

│ │естественнонаучный цикл │ 154 │ │ПК-1 - 8 │

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┤ПК-10 - 15 │

│ │ Базовая часть │ 141 │ │ПК-18 - 20 │

│ │ В результате изучения│ │ │ПК-25 - 30 │

│ │дисциплин базовой части цикла│ 7 │ Дифференциальное │ │

│ │обучающийся должен: │ │ и интегральное │ │

│ │ Знать: │ │ исчисление │ │

│ │ основы высшей математики:│ │ │ │

│ │математический анализ и│ 10 │ Математическая │ │

│ │аналитическая геометрия,│ │ статистика │ │

│ │линейная алгебра, теория│ │ │ │

│ │вероятности и математическая│ 12 │ Информатика, │ │

│ │статистика, теория│ │ медицинская │ │

│ │дифференциальных уравнений и│ │ информатика │ │

│ │уравнений в частных│ │ │ │

│ │производных, элементы│ 8 │ Механика │ │

│ │прикладной математики,│ │ │ │

│ │математическое моделирование и│ 5 │ Квантовая физика │ │

│ │обработка результатов│ │ │ │

│ │измерения; │ 3 │ Неорганическая и │ │

│ │ теоретические основы│ │ органическая │ │

│ │информатики и медицинской│ │ химия │ │

│ │информатики; современные│ │ │ │

│ │компьютерные и информационно-│ 10 │ Физическая химия │ │

│ │коммуникационные технологии и│ │ │ │

│ │их применение для обработки│ 11 │ Биология │ │

│ │медико-биологических данных;│ │ │ │

│ │основы теории программирования,│ 13 │ Морфология: │ │

│ │языки программирования;│ │Анатомия человека │ │

│ │методики сбора, хранения,│ │ Гистология │ │

│ │поиска, преобразования│ │ Цитология │ │

│ │информации в медицинских и│ │ │ │

│ │биологических системах;│ 9 │ Физиология │ │

│ │использование ЭВМ в│ │ │ │

│ │здравоохранении; │ 7 │ Микробиология, │ │

│ │ основные законы физики;│ │ вирусология │ │

│ │физические явления и процессы;│ │ │ │

│ │законы механики, оптики,│ 8 │ Фармакология │ │

│ │атомной физики,│ │ │ │

│ │электродинамики, физики│ 12 │ Общая патология: │ │

│ │волновых явлений; физические│ │ Патологическая │ │

│ │основы функционирования│ │ анатомия │ │

│ │медицинской аппаратуры; │ │ Патофизиология │ │

│ │ химическую природу веществ;│ │ │ │

│ │химические явления и процессы;│ 8 │ Общая биофизика │ │

│ │основные законы и понятия;│ │ │ │

│ │химическую природу веществ и│ 5 │ Иммунология │ │

│ │химические явления и процессы в│ │ │ │

│ │организме; │ 5 │ Генетика │ │

│ │ общие закономерности│ │ │ │

│ │происхождения и развития жизни;│ 8 │ Биохимия │ │

│ │антропогенез и онтогенез│ │ │ │

│ │человека; законы генетики;│ │ │ │

│ │биосфера и экология; феномен│ │ │ │

│ │паразитизма; │ │ │ │

│ │ строение человеческого тела│ │ │ │

│ │во взаимосвязи с функцией и│ │ │ │

│ │топографией систем и органов;│ │ │ │

│ │основные закономерности│ │ │ │

│ │развития и жизнедеятельности│ │ │ │

│ │организма на основе структурной│ │ │ │

│ │организации клеток, тканей и│ │ │ │

│ │органов; │ │ │ │

│ │ гистофункциональные │ │ │ │

│ │особенности тканевых элементов;│ │ │ │

│ │методы их исследования; │ │ │ │

│ │ функциональные системы│ │ │ │

│ │организма человека, их│ │ │ │

│ │регуляция и саморегуляция при│ │ │ │

│ │воздействии внешней среды;│ │ │ │

│ │закономерности функционирования│ │ │ │

│ │отдельных органов и систем; │ │ │ │

│ │ классификацию, морфологию и│ │ │ │

│ │физиологию микроорганизмов и их│ │ │ │

│ │идентификацию; роль и свойства│ │ │ │

│ │микроорганизмов; │ │ │ │

│ │распространение и влияние на│ │ │ │

│ │здоровье человека; методы│ │ │ │

│ │микробиологической диагностики;│ │ │ │

│ │применение основных│ │ │ │

│ │антибактериальных, │ │ │ │

│ │противовирусных и биологических│ │ │ │

│ │препаратов; │ │ │ │

│ │ классификацию и основные│ │ │ │

│ │характеристики лекарственных│ │ │ │

│ │средств; молекулярные основы│ │ │ │

│ │действия лекарственных веществ;│ │ │ │

│ │фармакодинамику и│ │ │ │

│ │фармакокинетику; показания и│ │ │ │

│ │противопоказания к применению│ │ │ │

│ │лекарственных средств,│ │ │ │

│ │применение и их побочные│ │ │ │

│ │эффекты; │ │ │ │

│ │ основные закономерности│ │ │ │

│ │развития патологических│ │ │ │

│ │процессов и состояний;│ │ │ │

│ │структурные основы болезней и│ │ │ │

│ │патологических процессов;│ │ │ │

│ │морфологические изменения│ │ │ │

│ │органов и тканей при│ │ │ │

│ │патологических процессах;│ │ │ │

│ │причины, основные механизмы│ │ │ │

│ │развития и исходов типовых│ │ │ │

│ │патологических процессов;│ │ │ │

│ │закономерности нарушений│ │ │ │

│ │функций органов и систем; │ │ │ │

│ │ основные закономерности│ │ │ │

│ │биофизических процессов и│ │ │ │

│ │явлений в организме и клетке;│ │ │ │

│ │методологию биофизических│ │ │ │

│ │исследований; │ │ │ │

│ │ характеристику, химическую│ │ │ │

│ │природу и строение антигенов;│ │ │ │

│ │антигенную специфичность;│ │ │ │

│ │аллергены; специфичность,│ │ │ │

│ │гетерогенность и строение│ │ │ │

│ │антител; классы и подклассы│ │ │ │

│ │иммуноглобулинов, их│ │ │ │

│ │функциональное значение;│ │ │ │

│ │иммунные комплексы;│ │ │ │

│ │взаимодействие антитела с│ │ │ │

│ │комплементом; цитотоксическое│ │ │ │

│ │действие антител; виды антител;│ │ │ │

│ │иммуноферментный, │ │ │ │

│ │радиоиммунный, │ │ │ │

│ │иммуногистохимический и другие│ │ │ │

│ │методы исследования; основные│ │ │ │

│ │клеточные элементы иммунной│ │ │ │

│ │системы; межклеточные,│ │ │ │

│ │нейроиммуноэндокринные │ │ │ │

│ │взаимодействия; гормоны и│ │ │ │

│ │медиаторы иммунной системы;│ │ │ │

│ │теории иммунитета; общую и│ │ │ │

│ │частную аллергологию;│ │ │ │

│ │иммунотерапию; │ │ │ │

│ │ генетические основы│ │ │ │

│ │онтогенеза; популяционную и│ │ │ │

│ │эволюционную генетику; методы│ │ │ │

│ │исследования в медицинской│ │ │ │

│ │генетике; хромосомные болезни;│ │ │ │

│ │генные болезни; диагностику,│ │ │ │

│ │профилактику и лечение│ │ │ │

│ │наследственных болезней; │ │ │ │

│ │ структуру и функции белков и│ │ │ │

│ │нуклеиновых кислот, принципы и│ │ │ │

│ │механизмы воспроизведения и│ │ │ │

│ │сохранения ДНК в ряду│ │ │ │

│ │поколений, типы и механизмы│ │ │ │

│ │перераспределения генетического│ │ │ │

│ │материала, декодирование│ │ │ │

│ │генетической информации│ │ │ │

│ │молекулами РНК, механизмы│ │ │ │

│ │процессинга первичных│ │ │ │

│ │транскриптов, этапы и механизмы│ │ │ │

│ │биосинтеза белков,│ │ │ │

│ │пострансляционная модификация│ │ │ │

│ │белков, локализация генов в│ │ │ │

│ │хромосомах, понятие генома,│ │ │ │

│ │основы генной инженерии,│ │ │ │

│ │биоинформатики; теоретические и│ │ │ │

│ │методологические основы│ │ │ │

│ │биохимии; физико-химические│ │ │ │

│ │основы функционирования живых│ │ │ │

│ │систем; химическое строение│ │ │ │

│ │живой материи; физико-│ │ │ │

│ │химические и биохимические│ │ │ │

│ │процессы в живом организме;│ │ │ │

│ │строение и обмен витаминов и│ │ │ │

│ │коферментов, углеводов,│ │ │ │

│ │липидов, белков и аминокислот;│ │ │ │

│ │биохимию патологических│ │ │ │

│ │процессов; возможности│ │ │ │

│ │компьютерного моделирования│ │ │ │

│ │лекарственных препаратов и│ │ │ │

│ │патологических процессов. │ │ │ │

│ │ Уметь: │ │ │ │

│ │ применять необходимые методы│ │ │ │

│ │математического анализа│ │ │ │

│ │обработки экспериментальных│ │ │ │

│ │данных, выбрать соответствующий│ │ │ │

│ │математический аппарат для│ │ │ │

│ │решения и контроля правильности│ │ │ │

│ │решения; │ │ │ │

│ │ применять современные│ │ │ │

│ │информационные и│ │ │ │

│ │коммуникационные технологии для│ │ │ │

│ │обработки медико-биологических│ │ │ │

│ │данных, а также для целей│ │ │ │

│ │управления в клинической│ │ │ │

│ │практике и системе│ │ │ │

│ │здравоохранения; │ │ │ │

│ │ использовать программные│ │ │ │

│ │системы для обработки│ │ │ │

│ │экспериментальных и клинических│ │ │ │

│ │данных, изучения биохимических│ │ │ │

│ │и биофизических процессов в│ │ │ │

│ │организме; строить физические│ │ │ │

│ │модели изучаемых явлений,│ │ │ │

│ │выбирать экспериментальные│ │ │ │

│ │методы и электронную│ │ │ │

│ │аппаратуру, адекватные│ │ │ │

│ │поставленным задачам; │ │ │ │

│ │ осуществлять постановку│ │ │ │

│ │качественных и количественных│ │ │ │

│ │химических исследований,│ │ │ │

│ │окислительно-восстановительных │ │ │ │

│ │реакций; рассчитывать│ │ │ │

│ │стандартные характеристики│ │ │ │

│ │протекания химического│ │ │ │

│ │процесса; определять класс│ │ │ │

│ │химических соединений; │ │ │ │

│ │ анализировать │ │ │ │

│ │микроскопические препараты,│ │ │ │

│ │микро- и электронные│ │ │ │

│ │микрофотограммы биологических│ │ │ │

│ │объектов в норме и патологии;│ │ │ │

│ │количественно и качественно│ │ │ │

│ │оценить физиологические и│ │ │ │

│ │патофизиологические показатели│ │ │ │

│ │деятельности различных органов│ │ │ │

│ │и систем в норме и патологии;│ │ │ │

│ │идентифицировать чистые│ │ │ │

│ │культуры аэробных и анаэробных│ │ │ │

│ │микроорганизмов из исследуемого│ │ │ │

│ │материала, проводить│ │ │ │

│ │идентификацию представителей│ │ │ │

│ │нормальной микрофлоры человека;│ │ │ │

│ │ анализировать свойства│ │ │ │

│ │лекарственных веществ различных│ │ │ │

│ │химических и фармакологических│ │ │ │

│ │групп, механизмы их действия,│ │ │ │

│ │прогнозировать главный и│ │ │ │

│ │побочные эффекты действия│ │ │ │

│ │лекарственных препаратов;│ │ │ │

│ │оценивать молекулярную│ │ │ │

│ │организацию и биофизические│ │ │ │

│ │свойства мембранных структур. │ │ │ │

│ │ Владеть: │ │ │ │

│ │ методами математического│ │ │ │

│ │аппарата, биометрическими│ │ │ │

│ │методами обработки│ │ │ │

│ │экспериментальных медико-│ │ │ │

│ │биологических и клинических│ │ │ │

│ │данных; │ │ │ │

│ │ методами программирования,│ │ │ │

│ │работы с программными системами│ │ │ │

│ │различного назначения;│ │ │ │

│ │информационными технологиями в│ │ │ │

│ │приложении к медицине и│ │ │ │

│ │здравоохранению; методами│ │ │ │

│ │постановки химических реакций;│ │ │ │

│ │методами работы с│ │ │ │

│ │биологическим, │ │ │ │

│ │фазовоконтрастным, │ │ │ │

│ │поляризационным, люминесцентным│ │ │ │

│ │микроскопом; │ │ │ │

│ │ экспериментальными навыками,│ │ │ │

│ │позволяющими исследовать│ │ │ │

│ │физиологические функции│ │ │ │

│ │организма в норме и при│ │ │ │

│ │различных заболеваниях; │ │ │ │

│ │ основными микробиологическими│ │ │ │

│ │методами исследования; │ │ │ │

│ │ методами изучения действия│ │ │ │

│ │лекарственных препаратов; │ │ │ │

│ │ методами биофизических│ │ │ │

│ │исследований │ │ │ │

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│ │ Вариативная часть (знания,│ 13 │ │ │

│ │умения, навыки определяются ООП│ │ │ │

│ │вуза) │ │ │ │

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│ С.3 │Профессиональный цикл │ 107 - │ │ОК-1 │

│ │ │ 122 │ │ОК-3 - 4 │

│ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┤ОК-7 - 8 │

│ │ Базовая часть │ 107 │ │ПК-1 - 32 │

│ │ В результате изучения│ │ │ │

│ │дисциплин базовой части цикла│ │ │ │

│ │обучающийся должен: │ │ │ │

│ │ Клинические дисциплины │ 50 │ │ │

│ │ Знать: │ │ │ │

│ │ факторы, формирующие здоровье│ 12 │Внутренние болезни│ │

│ │человека; заболевания,│ │ │ │

│ │связанные с неблагоприятным│ 9 │ Клиническая и │ │

│ │воздействием различных│ │экспериментальная │ │

│ │факторов; общую семиотику│ │ хирургия │ │

│ │внутренних болезней; этиологию│ │ │ │

│ │и патогенез основных│ 8 │ Неврология и │ │

│ │заболеваний человека; основные│ │ психиатрия │ │

│ │симптомы и синдромы;│ │ │ │

│ │осложнения и исходы; │ 8 │ Безопасность │ │

│ │ клинические и лабораторно-│ │жизнедеятельности,│ │

│ │инструментальные методы│ │медицина катастроф│ │

│ │исследования центральной│ │ │ │

│ │нервной системы (ЦНС), органов│ 2 │ Педиатрия │ │

│ │дыхания, сердечно-сосудистой│ │ │ │

│ │системы, крови, почек,│ 5 │ Лучевая │ │

│ │желудочно-кишечного тракта и│ │ диагностика и │ │

│ │печени и их возможности при│ │ терапия │ │

│ │исследовании различных органов│ │ │ │

│ │и систем; биохимические методы│ 6 │ Клиническая │ │

│ │исследования биологических│ │ кибернетика │ │

│ │жидкостей; │ │ │ │

│ │ принципы лечения основных│ │ │ │

│ │заболеваний; │ │ │ │

│ │ основные методы асептики и│ │ │ │

│ │антисептики, основные принципы│ │ │ │

│ │местного и общего│ │ │ │

│ │обезболивания, термических│ │ │ │

│ │поражений, основные нарушения│ │ │ │

│ │гомеостаза у хирургических│ │ │ │

│ │больных и принципы их│ │ │ │

│ │коррекции, основы инфузиологии│ │ │ │

│ │и трансфузиологии, принципы│ │ │ │

│ │лечения гнойных заболеваний и│ │ │ │

│ │осложнений, оказание первой│ │ │ │

│ │помощи при кровотечениях;│ │ │ │

│ │основные клинические│ │ │ │

│ │проявления, методы диагностики,│ │ │ │

│ │принципы консервативного и│ │ │ │

│ │оперативного лечения наиболее│ │ │ │

│ │часто встречающихся│ │ │ │

│ │хирургических заболеваний│ │ │ │

│ │органов брюшной полости,│ │ │ │

│ │кровеносных сосудов,│ │ │ │

│ │эндокринных органов;│ │ │ │

│ │организацию, обеспечение и│ │ │ │

│ │оснащение хирургического│ │ │ │

│ │эксперимента, содержание│ │ │ │

│ │экспериментальных животных,│ │ │ │

│ │основные типы оперативных│ │ │ │

│ │вмешательств, выполняемых в│ │ │ │

│ │экспериментальной хирургии,│ │ │ │

│ │методику формирования моделей│ │ │ │

│ │заболеваний и патологических│ │ │ │

│ │состояний; │ │ │ │

│ │ общие вопросы развития,│ │ │ │

│ │структуры и функции мозга│ │ │ │

│ │человека в норме и патологии;│ │ │ │

│ │двигательные нарушения;│ │ │ │

│ │нарушения общей│ │ │ │

│ │чувствительности; болевые│ │ │ │

│ │синдромы; патологию специальных│ │ │ │

│ │анализаторов; вегетативную│ │ │ │

│ │нервную систему в норме и│ │ │ │

│ │патологии; глубокие структуры│ │ │ │

│ │мозга (лимбико-ретикулярный│ │ │ │

│ │комплекс) в норме и патологии;│ │ │ │

│ │высшие психические функции в│ │ │ │

│ │норме и патологии; отек мозга,│ │ │ │

│ │изменения внутричерепного│ │ │ │

│ │давления, дислокационные│ │ │ │

│ │синдромы; сосудистую патологию│ │ │ │

│ │головного и спинного мозга;│ │ │ │

│ │эпилепсию и другие│ │ │ │

│ │пароксизмальные расстройства;│ │ │ │

│ │заболевания периферической│ │ │ │

│ │нервной системы; инфекционные│ │ │ │

│ │заболевания нервной системы;│ │ │ │

│ │демиелинизирующие заболевания; │ │ │ │

│ │ наследственно-дегенеративные │ │ │ │

│ │заболевания нервной системы;│ │ │ │

│ │дегенеративные и нервно-│ │ │ │

│ │мышечные заболевания; основы│ │ │ │

│ │психиатрии; черепно-мозговую│ │ │ │

│ │травму; опухоли нервной│ │ │ │

│ │системы; лабораторные и│ │ │ │

│ │инструментальные методы│ │ │ │

│ │исследования в неврологии;│ │ │ │

│ │основы нейрохимии; │ │ │ │

│ │ анатомо-физиологические │ │ │ │

│ │особенности детского возраста;│ │ │ │

│ │этиология и патогенез основных│ │ │ │

│ │заболеваний ребенка; │ │ │ │

│ │ основы военной гигиены и│ │ │ │

│ │эпидемиологии; особенности│ │ │ │

│ │развития заболеваний в│ │ │ │

│ │экстремальных ситуациях, методы│ │ │ │

│ │диагностики и принципы лечения│ │ │ │

│ │на различных этапах медицинской│ │ │ │

│ │эвакуации; │ │ │ │

│ │ лечебное действие│ │ │ │

│ │ионизирующих излучений; │ │ │ │

│ │ принципы разработки и│ │ │ │

│ │внедрения автоматизированных│ │ │ │

│ │информационных систем│ │ │ │

│ │различного назначения в│ │ │ │

│ │клинической практике; этапы│ │ │ │

│ │лечебно-диагностического │ │ │ │

│ │процесса, должностные│ │ │ │

│ │обязанности медицинских│ │ │ │

│ │работников, содержание│ │ │ │

│ │медицинских документов, в│ │ │ │

│ │которых отражается деятельность│ │ │ │

│ │медицинского персонала и│ │ │ │

│ │принимаемые решения;│ │ │ │

│ │методические подходы к│ │ │ │

│ │формализации и структуризации│ │ │ │

│ │различных типов медицинских│ │ │ │

│ │данных, используемых для│ │ │ │

│ │формирования решений в ходе│ │ │ │

│ │лечебно-диагностического │ │ │ │

│ │процесса; структуру медицинских│ │ │ │

│ │диагностических и лечебных│ │ │ │

│ │знаний; модели формирования│ │ │ │

│ │решений, основанных на знаниях;│ │ │ │

│ │статистические методы│ │ │ │

│ │распознавания образов,│ │ │ │

│ │применяемые для анализа│ │ │ │

│ │клинических данных, области их│ │ │ │

│ │применения и ограничения;│ │ │ │

│ │подходы к оценке качества│ │ │ │

│ │медицинской помощи; современные│ │ │ │

│ │компьютерные системы поддержки│ │ │ │

│ │врачебных решений и│ │ │ │

│ │автоматизированные медико-│ │ │ │

│ │технологические системы,│ │ │ │

│ │применяемые в условиях клиники.│ │ │ │

│ │ Уметь: │ │ │ │

│ │ провести расспрос│ │ │ │

│ │терапевтического, │ │ │ │

│ │хирургического и│ │ │ │

│ │неврологического больного,│ │ │ │

│ │физикальное обследование,│ │ │ │

│ │выделить основные симптомы и│ │ │ │

│ │синдромы; сформулировать│ │ │ │

│ │предварительный диагноз;│ │ │ │

│ │составить схему лабораторно-│ │ │ │

│ │инструментального обследования│ │ │ │

│ │больного и оценивать ее│ │ │ │

│ │результаты; поставить│ │ │ │

│ │окончательный диагноз и│ │ │ │

│ │определить тактику лечения;│ │ │ │

│ │оказывать первую медицинскую│ │ │ │

│ │помощь при травмах,│ │ │ │

│ │кровотечении, острой│ │ │ │

│ │неврологической патологии;│ │ │ │

│ │оценивать анатомо-│ │ │ │

│ │физиологический статус ребенка│ │ │ │

│ │и его изменения; │ │ │ │

│ │ анализировать результаты│ │ │ │

│ │воздействия источников│ │ │ │

│ │ионизирующих излучений на│ │ │ │

│ │биологические объекты; │ │ │ │

│ │ использовать методы лучевой│ │ │ │

│ │диагностики и терапии;│ │ │ │

│ │разрабатывать информационные│ │ │ │

│ │модели лечебно-диагностического│ │ │ │

│ │процесса в учреждениях│ │ │ │

│ │здравоохранения; разрабатывать│ │ │ │

│ │структуры и формировать базы│ │ │ │

│ │данных и знаний для систем│ │ │ │

│ │поддержки врачебных решений;│ │ │ │

│ │разрабатывать статистические и│ │ │ │

│ │эвристические алгоритмы│ │ │ │

│ │диагностики и управления│ │ │ │

│ │лечением заболеваний, оценивать│ │ │ │

│ │их эффективность; проводить│ │ │ │

│ │испытания и сопровождать│ │ │ │

│ │автоматизированные медико-│ │ │ │

│ │технологические системы в│ │ │ │

│ │условиях клиники, оценивать их│ │ │ │

│ │эффективность, составлять│ │ │ │

│ │инструкции пользователя по│ │ │ │

│ │работе с системами. │ │ │ │

│ │ Владеть: │ │ │ │

│ │ основными методами│ │ │ │

│ │лабораторно-биохимической и│ │ │ │

│ │инструментальной диагностики│ │ │ │

│ │терапевтической, хирургической,│ │ │ │

│ │неврологической и│ │ │ │

│ │педиатрической патологии;│ │ │ │

│ │методами экспериментальной│ │ │ │

│ │хирургии; методами лучевой│ │ │ │

│ │диагностики и терапии; │ │ │ │

│ │ методами формализации и│ │ │ │

│ │структуризации различных типов│ │ │ │

│ │медицинских данных,│ │ │ │

│ │используемых для формирования│ │ │ │

│ │решений в ходе лечебно-│ │ │ │

│ │диагностического процесса;│ │ │ │

│ │методами проектирования│ │ │ │

│ │автоматизированных систем│ │ │ │

│ │поддержки врачебных решений;│ │ │ │

│ │методами внедрения│ │ │ │

│ │разработанных │ │ │ │

│ │автоматизированных систем в│ │ │ │

│ │клиническую практику. │ │ │ │

│ │ Медико-кибернетические │ 57 │ │ │

│ │дисциплины │ │ │ │

│ │ Знать: │ 9 │ Физиологическая │ │

│ │ автоматизацию ввода и│ │ кибернетика │ │

│ │обработки на ЭВМ│ │ │ │

│ │физиологических сигналов; │ 6 │ Медицинская │ │

│ │ методы гармонического анализа│ │ биофизика │ │

│ │и преобразования сигналов для│ │ общая и │ │

│ │обработки медицинских данных на│ │ медицинская │ │

│ │ЭВМ; │ │ радиобиология │ │

│ │ методы планирования│ │ │ │

│ │экспериментов и статистического│ 5 │ Медицинская │ │

│ │анализа данных для изучения│ │ электроника │ │

│ │физиологических процессов;│ │ │ │

│ │применение математических и│ 9 │ Теоретические │ │

│ │эвристических методов│ │основы кибернетики│ │

│ │распознавания образов для│ │ │ │

│ │решения задач дифференциальной│ 9 │ Системный │ │

│ │диагностики и прогнозирования│ │ анализ и │ │

│ │состояния пациентов; │ │ организация │ │

│ │ математические и│ │ здравоохранения │ │

│ │эвристические методы│ │ │ │

│ │моделирования; методы│ 6 │ Информационные │ │

│ │построения моделей│ │ медицинские │ │

│ │физиологических систем на│ │ системы │ │

│ │субклеточном, клеточном,│ │ │ │

│ │тканевом и системном уровнях│ 8 │ Клиническая │ │

│ │организма человека; методы│ │ лабораторная │ │

│ │реализации моделей на ЭВМ с│ │ диагностика │ │

│ │помощью инструментальных│ │ │ │

│ │программных средств; методы│ 5 │ Функциональная │ │

│ │исследования моделей; решение│ │ диагностика │ │

│ │задач идентификации параметров│ │ │ │

│ │и выделения информативных│ │ │ │

│ │признаков на реальных│ │ │ │

│ │клинических и экспериментальных│ │ │ │

│ │данных; известные модели систем│ │ │ │

│ │организма для анализа│ │ │ │

│ │физиологических процессов и│ │ │ │

│ │состояний; │ │ │ │

│ │ устройство и назначение│ │ │ │

│ │медицинской аппаратуры,│ │ │ │

│ │принципы работы, методы работы│ │ │ │

│ │с аппаратурой; │ │ │ │

│ │ биофизические методы в│ │ │ │

│ │диагностике и лечении; роль│ │ │ │

│ │свободно-радикальных процессов│ │ │ │

│ │в развитии патологических│ │ │ │

│ │состояний; использование│ │ │ │

│ │медицинской электроники в│ │ │ │

│ │диагностике и лечении│ │ │ │

│ │заболеваний; │ │ │ │

│ │ основы и механизмы│ │ │ │

│ │радиационного поражения клетки│ │ │ │

│ │и организма; возможные способы│ │ │ │

│ │защиты от радиационного│ │ │ │

│ │воздействия; механизмы│ │ │ │

│ │устранения радиационных│ │ │ │

│ │поражений; │ │ │ │

│ │ основные понятия и методы│ │ │ │

│ │системного анализа и│ │ │ │

│ │кибернетики в решении задач│ │ │ │

│ │медицины и здравоохранения;│ │ │ │

│ │тенденции изменения│ │ │ │

│ │заболеваемости и ее исходов,│ │ │ │

│ │как следствие изменения│ │ │ │

│ │факторов среды и│ │ │ │

│ │профилактических программ;│ │ │ │

│ │методы математического│ │ │ │

│ │моделирования для анализа│ │ │ │

│ │деятельности организационных│ │ │ │

│ │систем в здравоохранении;│ │ │ │

│ │медико-демографические аспекты│ │ │ │

│ │развития населения нашей страны│ │ │ │

│ │и зарубежных стран; методы│ │ │ │

│ │оценки эффективности в│ │ │ │

│ │здравоохранении, расчетные│ │ │ │

│ │показатели качества│ │ │ │

│ │деятельности служб│ │ │ │

│ │здравоохранения; организацию│ │ │ │

│ │здравоохранения в Российской│ │ │ │

│ │Федерации; системы управления│ │ │ │

│ │различного уровня: поликлиники,│ │ │ │

│ │больницы, а также органов│ │ │ │

│ │управления здравоохранением;│ │ │ │

│ │принципы организации│ │ │ │

│ │обязательного и добровольного│ │ │ │

│ │медицинского страхования; │ │ │ │

│ │ назначение, классификацию,│ │ │ │

│ │принципы построения│ │ │ │

│ │автоматизированных │ │ │ │

│ │информационных систем,│ │ │ │

│ │специфические особенности таких│ │ │ │

│ │систем применительно к отрасли│ │ │ │

│ │здравоохранения; этапы│ │ │ │

│ │проектирования │ │ │ │

│ │автоматизированных │ │ │ │

│ │информационных систем (АИС) в│ │ │ │

│ │здравоохранении, принципы│ │ │ │

│ │организации работ по их│ │ │ │

│ │внедрению, испытаниям и│ │ │ │

│ │эксплуатации, методы оценки│ │ │ │

│ │эффективности АИС; организацию│ │ │ │

│ │информационного обеспечения│ │ │ │

│ │системы здравоохранения;│ │ │ │

│ │принципы проектирования│ │ │ │

│ │автоматизированных экспертных и│ │ │ │

│ │консультативных систем│ │ │ │

│ │применительно к задаче│ │ │ │

│ │разработки автоматизированных│ │ │ │

│ │систем информационного│ │ │ │

│ │обеспечения руководителей;│ │ │ │

│ │требования к техническому,│ │ │ │

│ │математическому и│ │ │ │

│ │организационно-юридическому │ │ │ │

│ │обеспечению при создании АИС и│ │ │ │

│ │баз данных; │ │ │ │

│ │ математический аппарат│ │ │ │

│ │системного анализа (прикладной│ │ │ │

│ │статистический анализ,│ │ │ │

│ │исследование операций, методы│ │ │ │

│ │теории управления│ │ │ │

│ │организационными системами,│ │ │ │

│ │методы оптимизации); методы│ │ │ │

│ │экспертных оценок, теории│ │ │ │

│ │принятия решений, теории│ │ │ │

│ │прогнозирования при решении│ │ │ │

│ │ситуационных задач,│ │ │ │

│ │планирования ресурсов│ │ │ │

│ │здравоохранения; │ │ │ │

│ │ клинико-диагностическое │ │ │ │

│ │значение лабораторных и│ │ │ │

│ │инструментальных показателей; │ │ │ │

│ │ теоретические основы│ │ │ │

│ │нанобиотехнологии, │ │ │ │

│ │нанобиомедицины. │ │ │ │

│ │ Уметь: │ │ │ │

│ │ применять методы│ │ │ │

│ │гармонического анализа и│ │ │ │

│ │преобразования сигналов для│ │ │ │

│ │обработки медицинских данных на│ │ │ │

│ │ЭВМ; │ │ │ │

│ │ использовать статистические│ │ │ │

│ │методы для обработки│ │ │ │

│ │экспериментальных данных;│ │ │ │

│ │применять методы статистики и│ │ │ │

│ │прикладной математики, а также│ │ │ │

│ │компьютерные программные│ │ │ │

│ │системы для решения задач│ │ │ │

│ │вычислительной диагностики и│ │ │ │

│ │прогнозирования состояний; │ │ │ │

│ │ использовать математические│ │ │ │

│ │модели физиологических систем│ │ │ │

│ │для исследования свойств и│ │ │ │

│ │поведения соответствующих│ │ │ │

│ │систем в организме человека;│ │ │ │

│ │строить линейные и нелинейные│ │ │ │

│ │математические модели кинетики│ │ │ │

│ │и транспорта веществ в│ │ │ │

│ │организме, кинетики клеточных│ │ │ │

│ │популяций, основных систем│ │ │ │

│ │организма человека;│ │ │ │

│ │идентифицировать параметры│ │ │ │

│ │моделей по экспериментальным│ │ │ │

│ │данным или по результатам│ │ │ │

│ │клинического исследования;│ │ │ │

│ │применять известные модели│ │ │ │

│ │систем организма для анализа│ │ │ │

│ │физиологических процессов и│ │ │ │

│ │состояний; │ │ │ │

│ │ проектировать и разрабатывать│ │ │ │

│ │программные средства в│ │ │ │

│ │социально-гигиенических и│ │ │ │

│ │медико-демографических │ │ │ │

│ │исследованиях; │ │ │ │

│ │ разрабатывать информационное,│ │ │ │

│ │лингвистическое, математическое│ │ │ │

│ │и программное обеспечение,│ │ │ │

│ │рассчитывать характеристики│ │ │ │

│ │необходимого комплекса│ │ │ │

│ │технических средств для АИС в│ │ │ │

│ │здравоохранении; │ │ │ │

│ │ проектировать, участвовать в│ │ │ │

│ │ проектировании и эксплуатации│ │ │ │

│ │АИС различного уровня;│ │ │ │

│ │использовать теорию принятия│ │ │ │

│ │решения, методы экспертных│ │ │ │

│ │оценок, теории прогнозирования│ │ │ │

│ │при решении ситуационных задач,│ │ │ │

│ │планирования ресурсов│ │ │ │

│ │здравоохранения, проектировании│ │ │ │

│ │информационных медицинских│ │ │ │

│ │систем в здравоохранении; │ │ │ │

│ │ использовать медицинскую│ │ │ │

│ │аппаратуру для проведения│ │ │ │

│ │инструментальных исследований│ │ │ │

│ │для диагностики заболеваний; │ │ │ │

│ │ оценивать эффективность│ │ │ │

│ │фотобиологичесих процессов при│ │ │ │

│ │воздействии ультрафиолетового и│ │ │ │

│ │лазерного излучений. │ │ │ │

│ │ Владеть: │ │ │ │

│ │ методами прикладной│ │ │ │

│ │математики для решения задач:│ │ │ │

│ │моделирования физиологических│ │ │ │

│ │систем, вычислительной│ │ │ │

│ │диагностики, прогнозирования│ │ │ │

│ │состояний; │ │ │ │

│ │ программными системами,│ │ │ │

│ │предназначенными для│ │ │ │

│ │статистической обработки│ │ │ │

│ │данных; │ │ │ │

│ │ методами моделирования│ │ │ │

│ │физиологических систем│ │ │ │

│ │различного уровня организации;│ │ │ │

│ │методами реализации построенных│ │ │ │

│ │моделей в виде компьютерных│ │ │ │

│ │программ или с помощью│ │ │ │

│ │инструментальных программных│ │ │ │

│ │средств персонального│ │ │ │

│ │компьютера; │ │ │ │

│ │ методами системного анализа│ │ │ │

│ │при исследовании│ │ │ │

│ │организационных систем в│ │ │ │

│ │здравоохранении, проектировании│ │ │ │

│ │и внедрении автоматизированных│ │ │ │

│ │систем; │ │ │ │

│ │ методами изучения│ │ │ │

│ │фотобиологических процессов,│ │ │ │

│ │исследования структуры│ │ │ │

│ │биомакромолекул, межклеточных│ │ │ │

│ │взаимодействий в норме и│ │ │ │

│ │патологии; методами работы с│ │ │ │

│ │аппаратурой для электрических,│ │ │ │

│ │магнитных, оптических и│ │ │ │

│ │спектроскопических измерений; │ │ │ │

│ │ навыками работы с открытыми и│ │ │ │

│ │закрытыми источниками│ │ │ │

│ │ионизирующих излучений при│ │ │ │

│ │строгом соблюдении безопасного│ │ │ │

│ │обращения с ними │ │ │ │

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│ │Вариативная часть (знания,│ 15 │ │ │

│ │умения, навыки определяются ООП│ │ │ │

│ │вуза) │ │ │ │

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│ С.4 │Физическая культура │ 2 │ │ОК-2 │

│ │ Знать: │ │ │ПК-18 - 19 │

│ │ социальную роль физической│ │ │ │

│ │культуры в развитии личности и│ │ │ │

│ │подготовке к профессиональной│ │ │ │

│ │деятельности, принципы│ │ │ │

│ │здорового образа жизни с│ │ │ │

│ │помощью занятий физической│ │ │ │

│ │культурой. │ │ │ │

│ │ Уметь: │ │ │ │

│ │ применять методы физической│ │ │ │

│ │культуры в профилактике и│ │ │ │

│ │лечении больных, для улучшения│ │ │ │

│ │здоровья, работоспособности и│ │ │ │

│ │хорошего самочувствия. │ │ │ │

│ │ Владеть: │ │ │ │

│ │ опытом спортивной│ │ │ │

│ │деятельности, физическим│ │ │ │

│ │самосовершенствованием и│ │ │ │

│ │самовоспитанием │ │ │ │

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│ С.5 │Учебная и производственная│ 46 │ │ОК-1 │

│ │практики, научно-│ │ │ОК-3 - 5 │

│ │исследовательская работа│ │ │ОК-7 - 8 │

│ │(практические умения и навыки│ │ │ПК-1 - 8 │

│ │определяются ООП вуза) │ │ │ПК-10 │

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┤ПК-12 - 22 │

│ │Учебная практика │ 6 │ │ПК-24 - 30 │

│ │- Учебная биологическая│ │ │ │

│ │практика после 1 курса │ │ │ │

│ │Производственная практика │ 17 │ │ │

│ │ - лаборантская медико-│ 5 │ │ │

│ │кибернетическая (после 3│ │ │ │

│ │курса): │ │ │ │

│ │ знакомство с кафедральными и│ │ │ │

│ │научными коллективами, научными│ │ │ │

│ │направлениями, методами│ │ │ │

│ │исследований, основной│ │ │ │

│ │литературой по изучаемой│ │ │ │

│ │проблеме, участие в постановке│ │ │ │

│ │и проведении экспериментальных│ │ │ │

│ │исследований; │ │ │ │

│ │ - методическая медико-│ 6 │ │ │

│ │кибернетическая (после 4│ │ │ │

│ │курса): │ │ │ │

│ │ на основе изучения опыта│ │ │ │

│ │работы кафедры (отдела,│ │ │ │

│ │лаборатории) овладение навыками│ │ │ │

│ │работы с современной│ │ │ │

│ │аппаратурой, вычислительной│ │ │ │

│ │техникой, научной литературой,│ │ │ │

│ │применение методов│ │ │ │

│ │математической статистики для│ │ │ │

│ │анализа данных; │ │ │ │

│ │ - научно-исследовательская│ 6 │ │ │

│ │(после 5 курса): │ │ │ │

│ │ освоение материалов и методов│ │ │ │

│ │исследования, сбор│ │ │ │

│ │экспериментального и│ │ │ │

│ │клинического материала при│ │ │ │

│ │разработке выпускной│ │ │ │

│ │квалификационной работы │ │ │ │

│ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┤ │

│ │Научно-исследовательская работа│ 23 │ │ │

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│ С.6 │Итоговая государственная │ 6 │ Защита выпускной │ │

│ │аттестация │ │ квалификационной │ │

│ │ │ │ работы │ │

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼───────────┤

│ │Общая трудоемкость основной │ 360 │ │ │

│ │образовательной программы │ │ │ │

└──────┴───────────────────────────────┴─────────┴──────────────────┴───────────┘

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.