Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2010 N КАС10-645 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании решения Верховного Суда РФ от 07.10.2010 N ГКПИ10-853, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании Указания Банка России от 10.12.2007 N 1950-У>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Миск-С" об оспаривании Указания Центрального банка Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж"
по кассационной жалобе ООО "Миск-С" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2010 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя ООО "Миск-С" А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителей Центрального банка Российской Федерации Г., Ш., Т., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
на основании статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) 10 декабря 2007 г. принято Указание N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание).
Названный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2007 г., N 10804, опубликован в "Вестнике Банка России" 2008 г., N 1.
Согласно Указанию формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, являются документы, требования о представлении которых в уполномоченный банк установлены Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением Банка России от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П), а именно: справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2 Инструкции N 117-И и составляемая в соответствии с приложением N 1 к Инструкции N 117-И; справка поступления валюты Российской Федерации, указанная в подпункте 2.3.2 пункта 2.3 Инструкции N 117-И и пункте 2.6 Положения N 258-П, составляемая в соответствии с приложением N 2 к Положению N 258-П; справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением N 1 к Положению N 258-П. Документы, являющиеся в соответствии с Указаниями формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, представляются в уполномоченный банк в порядке и сроки, установленные Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.
ООО "Миск-С" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Указания недействующим со дня принятия. В подтверждение требования сослалось на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит части 4 статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", статье 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", так как в нарушение указанных норм не устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, а также не устанавливает отдельные правила по вопросам компетенции Банка России. Указание принято с превышением пределов компетенции Банка России, поскольку он незаконно установил только форму учета, а ему предоставлено полномочие на установление единых форм учета и отчетности. Указание нарушает права и законные интересы общества, так как Постановлением территориальной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Ростовской области от 23 июня 2010 г. ООО "Миск-С" признано виновным и привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по 13 эпизодам несвоевременного представления справки о подтверждающих документах как формы учета по валютным операциям, установленной оспоренным Указанием.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2010 г. в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе ООО "Миск-С" просит об отмене решения суда и удовлетворении его заявления. Полагает, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Суд первой инстанции, проанализировав содержание оспариваемых нормативных положений, пришел к правильному выводу о том, что они не противоречат действующему законодательству, изданы Банком России в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушают права, свободы и законные интересы заявителя.
Согласно частям 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Банк России является органом валютного регулирования и для реализации функций, предусмотренных этим Федеральным законом, издает в пределах его компетенции акты органа валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Частью 4 этой же статьи Банку России предоставлены полномочия по установлению единых форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и сроков их представления.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции указанным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные правовые акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных правовых актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Изложенным нормам Федеральных законов Верховный Суд Российской Федерации дал правильное толкование и правомерно исходил из того, что Указание отвечает их требованиям, обоснованно принято в форме указания, поскольку в силу подпункта 1.5.1 Положения Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" от 15 сентября 1997 г. N 519 нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Банк России, установив в Указании N 1950-У отдельное правило о том, что документы, предусмотренные Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П, являются формами учета по валютным операциям для всех резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, не превысил своих полномочий и действовал в рамках полномочий, определенных Федеральными законами "О валютном регулировании и валютном контроле" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводом заявителя о том, что Банк России не вправе был устанавливать формы учета по валютным операциям без одновременного установления этим же нормативным актом форм отчетности по валютным операциям, указав, что таких ограничений в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" не содержится.
Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что Указание не устанавливает единые формы учета по валютным операциям, так как все формы учета установлены Банком России для всех юридических и физических лиц, на которых распространяются требования нормативных правовых актов Банка России в области валютного контроля - Инструкции N 117-И и Положения N 258-П.
Оспариваемое Указание согласуется с Положением 258-П, поэтому несостоятельна ссылка в кассационной жалобе на то, что оно (Указание) не отменило и не изменило норм этого Положения.
До принятия Указания N 1950-У документы, которые резиденты представляют в уполномоченный банк в соответствии с Инструкцией N 117-И, Положением N 258-П, не имели статуса форм учета по валютным операциям, а являлись только документами и информацией, связанными с проведением валютной операции. Закрепление за этими документами статуса форм учета в связи с принятием Указания произведено Банком России в пределах предоставленных полномочий, определенных Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", в связи с чем несостоятелен и довод кассационной жалобы о нарушении оспоренным нормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
То обстоятельство, что общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение сроков представления документов, предусмотренных Инструкцией N 117-И, Положением N 258-П, не свидетельствует о несоответствии Указания федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, правильно примененных и истолкованных судом при разрешении данного дела, и не могут служить поводом к отмене решения суда. Оснований, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ для отмены решения суда в кассационном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Миск-С" - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
И.В.КРУПНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей