3. Государственное регулирование геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации
3. Государственное регулирование геодезической
и картографической деятельности в Российской Федерации
Система государственного регулирования геодезической и картографической деятельности должна обеспечивать качество выполняемых работ и услуг в сфере геодезии и картографии, а также ответственность участников рынка геодезических и картографических работ.
Для достижения указанных целей необходимо осуществить реформирование системы государственного регулирования геодезической и картографической деятельности по следующим основным направлениям:
пересмотр полномочий федерального органа исполнительной власти в области геодезии и картографии и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих геодезическую и картографическую деятельность, в том числе в области обороны и безопасности государства;
разработка принципов взаимодействия федерального органа исполнительной власти в области геодезии и картографии и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих геодезическую и картографическую деятельность, в том числе в области обороны и безопасности государства;
переход от лицензирования геодезической деятельности к системе аттестации инженеров-геодезистов и инженеров-гидрографов, которые осуществляют геодезические работы;
переход от лицензирования картографической деятельности к системе технического регулирования картографической продукции.
В целях совершенствования системы государственного регулирования геодезической деятельности необходимо уточнить установленный Федеральным законом "О геодезии и картографии" перечень геодезических работ. В частности, необходимо из состава геодезических работ исключить такие работы, как организация серийного производства геодезической техники, ведение картографо-геодезического фонда, дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической деятельности и ряд других. К геодезической деятельности должна быть отнесена деятельность, результатом которой является определение параметров фигуры Земли и определение координат точек земной поверхности и их изменений во времени.
К выполнению геодезических работ должны допускаться физические лица, имеющие определенный уровень профессиональной квалификации, достаточный для их качественного выполнения, подтвержденный системой государственной аттестации. К аттестации должны допускаться физические лица - граждане Российской Федерации, имеющие высшее или среднее специальное образование по специальностям "геодезия", "гидрография" и "землеустройство". При этом правом на заключение договора на выполнение геодезических работ должны обладать юридические лица, в штате которых имеются аттестованные инженеры-геодезисты или инженеры-гидрографы.
Аттестат должен выдаваться на определенный срок по результатам сдачи соискателем квалификационного экзамена. В состав принимающих квалификационных комиссий помимо представителей федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области геодезии и картографии, должны быть включены представители научных организаций, саморегулируемых организаций в сфере геодезической и кадастровой деятельности. По истечении срока действия аттестата его продление должно осуществляться по результатам очередного квалификационного экзамена. Для обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц от недобросовестного выполнения геодезических работ должны быть установлены основания приостановки и аннулирования аттестата.
С целью дополнительных гарантий качества выполняемых геодезических работ и установления мер профессиональной ответственности лиц, осуществляющих геодезические работы, возможно введение элементов саморегулирования в указанной сфере.
К гидрографическим работам необходимо отнести такие виды работ на реках, морях, озерах и водохранилищах, как:
определение координат точек поверхности дна;
промеры глубин (включая их высотное обоснование);
нивелирование водной поверхности;
однодневные и мгновенные связки уровней воды;
обследование подводных препятствий;
трассирование судовых ходов и съемка створных площадок;
специальные гидрографические работы для обеспечения гидрологических и инженерно-геологических работ.
При этом данные работы должны выполняться физическими лицами, удовлетворяющими установленным требованиям. В частности, к выполнению гидрографических работ могут допускаться физические лица, имеющие высшее образование по специальности "гидрография и навигационное обеспечение судоходства".
В целях совершенствования системы государственного регулирования картографической деятельности необходимо уточнить установленный Федеральным законом "О геодезии и картографии" перечень картографических работ. В частности, из состава картографических работ должны быть исключены такие работы, как организация серийного производства картографической техники, ведение картографо-геодезического фонда, дистанционное зондирование Земли в целях осуществления картографической деятельности и ряд других.
К картографической деятельности должны быть отнесены работы, результатом которых является отображение в цифровой и графической формах информации о пространственных объектах или их элементах, в том числе об их пространственном размещении и характеристиках.
Система регулирования картографической деятельности должна обеспечивать высокий уровень достоверности и качества создаваемых карт и планов посредством введения технического регулирования картографических работ. Объектом технического регулирования картографических работ должны быть визуализированные наборы пространственных данных (картографические материалы). Необходимо также установить перечень картографической продукции, в отношении которой должны быть установлены технические регламенты.
В частности, для предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, техническими регламентами должны быть установлены обязательные требования к визуализации конечного числа отдельных наборов пространственных данных - цифровым навигационным картам, туристским картам, политико-административным картам, общегеографическим и физическим картам.
Для удостоверения соответствия карт и планов техническим регламентам должно осуществляться обязательное подтверждение их соответствия в форме обязательной сертификации. Основными мерами в области обеспечения сертификации картографической продукции должно быть предусмотрено:
создание эффективной сети органов сертификации и испытательных лабораторий, обучение штата экспертов и с их помощью вывод качества этой продукции на мировой уровень;
приведение картографической продукции в соответствие с требованиями системы мировых стандартов.
Отдельному государственному регулированию должно подлежать создание морских карт и подготовка извещений мореплавателям.
Необходимо законодательно предусмотреть возможность наделения Министерства обороны Российской Федерации полномочиями по принятию нормативных правовых актов, определяющих порядок создания, обновления, использования, хранения и распространения цифровых навигационных морских карт на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации, за исключением трасс Северного морского пути.
При этом принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок создания морских карт, относящихся к трассам Северного морского пути, и цифровых навигационных карт на внутренние водные пути, должно осуществляться Министерством транспорта Российской Федерации.
Создание системы аттестации в геодезической деятельности, а также введение в картографической деятельности технического регулирования позволят отменить государственный геодезический надзор, исключив существующее сейчас дублирование функций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, связанное с одновременным осуществлением ею лицензионного контроля и государственного геодезического надзора.
При этом полномочия, входящие в соответствии с законодательством Российской Федерации в понятие государственного геодезического надзора и по сути не являющиеся надзорными, должны быть сохранены в качестве самостоятельных государственных функций.
Для установления необходимого уровня государственного контроля в сфере дистанционного зондирования Земли наземными и воздушными средствами в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности, а также обработки и распространения полученных материалов необходимы совершенствование института лицензирования данного вида деятельности и разработка четких правил его осуществления на территории Российской Федерации.
Целью совершенствования государственного регулирования указанных видов деятельности является обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны при распространении материалов дистанционного зондирования Земли наземными и воздушными средствами, а также обеспечение возможности свободного распространения и гарантированного качества получаемых материалов дистанционного зондирования Земли наземными и воздушными средствами.
Регулирование деятельности по дистанционному зондированию Земли наземными и воздушными средствами для обеспечения геодезической и картографической деятельности должен осуществлять уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Для исключения дублирования при приобретении материалов дистанционного зондирования Земли наземными и воздушными средствами и создания рынка таких материалов сведения обо всех полученных и распространяемых материалах зондирования должны вноситься в единый общедоступный федеральный банк метаданных о результатах дистанционного зондирования Земли наземными и воздушными средствами с указанием собственника таких материалов и их качества.
При этом также необходимо предусмотреть соответствующие меры ответственности за невнесение сведений о результатах дистанционного зондирования Земли в указанный банк метаданных.
Необходимо ввести обязанность федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления до размещения государственного или муниципального заказа на приобретение материалов дистанционного зондирования Земли осуществлять проверку наличия в банке метаданных сведений об изготовлении аналогичных материалов за счет средств государственного или местного бюджета. В случае если материалы дистанционного зондирования Земли, удовлетворяющие требованиям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уже были изготовлены ранее за счет средств государственного или местного бюджета, повторный заказ на их изготовление размещаться не должен.
После создания и ввода в эксплуатацию российского космического картографического комплекса с пространственным разрешением не хуже 0,5 м федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не должны приобретать материалы дистанционного зондирования Земли для обеспечения геодезической и картографической деятельности. Обеспечение этих органов такими материалами должно осуществляться при помощи указанного комплекса.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей