III. Направления реализации программ
20. В качестве основных направлений реализации программ могут рассматриваться:
а) обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов, в том числе:
- повышение финансовой гибкости бюджетов;
- обеспечение сбалансированности бюджетов;
- сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности;
- повышение ликвидности бюджетов;
- снижение долговой нагрузки на бюджеты;
- использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
- оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот;
- повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;
- повышение стабильности межбюджетных отношений;
- повышение финансовой устойчивости бюджетов.
б) внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, в том числе:
- повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
- переход к программной структуре бюджета;
- проведение оценки эффективности реализации программ, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, с закреплением процедуры возможной корректировки программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации;
- создание системы управленческого учета в части расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
- персонализация ответственности за качество финансового управления;
- распространение программно-целевых методов в сфере межбюджетных отношений.
в) развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора), в том числе:
- выявление неэффективных государственных (муниципальных) учреждений с целью последующего изменения их типа;
- совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений;
- внедрение инструментов нормативного финансирования государственных (муниципальных) услуг;
- прогноз сводных (отраслевых) показателей государственных (муниципальных) заданий для целей их использования в отраслевых программах и в процессе бюджетного планирования;
- создание системы управления качеством предоставляемых государственных (муниципальных) услуг;
- утверждение стандартов качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и формирование государственных (муниципальных) заданий на предоставление услуг юридическим и физическим лицам;
- участие негосударственных организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- повышение открытости деятельности государственных и муниципальных учреждений;
- повышение ответственности государственных (муниципальных) учреждений за качество и объем оказываемых услуг.
г) повышение эффективности распределения бюджетных средств, в том числе:
- разработка и совершенствование правовых актов, регулирующих процедуры подготовки проекта закона о бюджете;
- повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований;
- переход к составлению и утверждению бюджетов на трехлетний период;
- внедрение долгосрочного планирования;
- реализация конкурсного распределения межбюджетных трансфертов;
- реструктуризация расходных обязательств региональных (местных) бюджетов;
- отказ от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
- соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти;
- внедрение нормативов финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объема бюджетных ассигнований.
д) оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения, в том числе:
- устранение избыточных и дублирующих функций органов государственного (местного) управления;
- оптимизация численности государственных и муниципальных служащих;
- переход к осуществлению юридически значимых действий в электронной форме;
- мероприятия по сравнительному анализу эффективности использования бюджетных ассигнований на исполнение государственных функций, включая межгосударственные, межведомственные, межтерриториальные сравнения стоимости и результатов исполнения однотипных (сопоставимых) функций;
- мониторинг качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств.
е) реализация мероприятий по сокращению бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств, в том числе:
- сокращение расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- сокращение расходов на обслуживание государственного долга;
- оптимизация предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг.
ж) реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего контроля, в том числе:
- развитие систем внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств;
- организация внешнего контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований.
з) внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности, в том числе:
- обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для государственных (муниципальных) нужд;
- принятие мер по сокращению потребления каждого энергоресурса более чем на 3 процента по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет, начиная с 1 января 2010 г.;
- заключение государственных (муниципальных) контрактов на оказание энергосервисных услуг;
- проведение энергетических обследований;
- осуществление типовых мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам энергетических обследований.
и) развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе:
- развитие единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами - электронного бюджета (в том числе модернизация уже имеющихся информационных баз (системы планирования и исполнения бюджета, управления долгом, кассовым планом; реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр государственных (муниципальных) контрактов и т.д.), а также создание технологии их взаимоувязки между собой, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета);
- повышение объема и регулярности обновления общедоступной информации о государственных и муниципальных финансах;
- обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций государственного и муниципального сектора;
- обеспечение условий для осуществления общественного контроля за принятием решений в сфере государственных и муниципальных финансов.
21. В программы могут быть включены положения, предусматривающие реализацию мероприятий по иным направлениям, способствующим повышению эффективности бюджетных расходов.
22. Конкретные направления реализации программ рекомендуется формировать исходя из программных целей и задач, приоритетности отдельных направлений для субъекта Российской Федерации и муниципального образования с учетом необходимости реализации соответствующих мероприятий в установленные сроки.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей