Таблица 2. Структура ООП подготовки специалиста
Структура ООП подготовки специалиста
┌───┬────────────────────────────┬─────────┬───────────────────┬──────────┐
│Код│ Учебные циклы, разделы и │Трудоем- │Перечень дисциплин │Коды фор- │
│УЦ │проектируемые результаты их │кость │ для разработки │мируемых │
│ООП│ освоения │(зачетные│примерных программ,│компетен- │
│ │ │единицы) │учебников и учебных│ций │
│ │ │<*> │ пособий │ │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼──────────┤
│С.1│Гуманитарный, социальный и│ 27 - 31 │ │ │
│ │экономический цикл │ │ │ │
│ ├────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼──────────┤
│ │ Базовая часть │ 27 │ │ОК-1 - 8 │
│ │ В результате изучения│ │ │ПК-1 │
│ │дисциплин базовой части│ 5 │ Философия │ПК-3 - 4 │
│ │цикла обучающийся должен: │ │ │ПК-25 - 26│
│ │ Знать: │ 2 │ Биоэтика │ПК-28 │
│ │ методы и приемы│ │ │ПК-31 │
│ │философского анализа│ 3 │ История Отечества │ │
│ │проблем; формы и методы│ │ │ │
│ │научного познания, их│ 3 │ История медицины │ │
│ │эволюцию; │ │ │ │
│ │ основные закономерности и│ 3 │ Правоведение │ │
│ │тенденции развития мирового│ │ │ │
│ │исторического процесса;│ 2 │ Экономика │ │
│ │важнейшие вехи истории│ │ │ │
│ │России, место и роль России│ 3 │ Иностранный язык │ │
│ │в истории человечества и в│ │ │ │
│ │современном мире; влияние│ 3 │ Латинский язык │ │
│ │России на развитие медицины;│ │ │ │
│ │ влияние среды обитания на│ 3 │ Психология и │ │
│ │здоровье человека, история│ │ педагогика │ │
│ │изыскания эффективных│ │ │ │
│ │средств лечения и│ │ │ │
│ │профилактики, становление и│ │ │ │
│ │развитие медицинской науки; │ │ │ │
│ │ представление о│ │ │ │
│ │медицинских системах и│ │ │ │
│ │медицинских школах; │ │ │ │
│ │ учение о здоровом образе│ │ │ │
│ │жизни, взаимоотношения│ │ │ │
│ │"врач-пациент"; выдающихся│ │ │ │
│ │деятелей медицины и│ │ │ │
│ │фармации, выдающиеся│ │ │ │
│ │медицинские открытия,│ │ │ │
│ │влияние гуманистических идей│ │ │ │
│ │на медицину; │ │ │ │
│ │ нормы зарубежного права,│ │ │ │
│ │информационное право,│ │ │ │
│ │основные принципы и│ │ │ │
│ │положения конституционного,│ │ │ │
│ │гражданского, трудового,│ │ │ │
│ │семейного, административного│ │ │ │
│ │и уголовного права; │ │ │ │
│ │ морально-этические нормы,│ │ │ │
│ │правила и принципы│ │ │ │
│ │профессионального врачебного│ │ │ │
│ │поведения, права пациента и│ │ │ │
│ │врача, этические основы│ │ │ │
│ │современного медицинского│ │ │ │
│ │законодательства; │ │ │ │
│ │ обязанности, права, место│ │ │ │
│ │врача в обществе; │ │ │ │
│ │ основные этические│ │ │ │
│ │документы международных│ │ │ │
│ │организаций, отечественных и│ │ │ │
│ │международных │ │ │ │
│ │профессиональных медицинских│ │ │ │
│ │ассоциаций; │ │ │ │
│ │ принципы ведения│ │ │ │
│ │дискуссий в условиях│ │ │ │
│ │плюрализма мнений и основные│ │ │ │
│ │способы разрешения│ │ │ │
│ │конфликтов; │ │ │ │
│ │ лексический минимум в│ │ │ │
│ │объеме 4000 учебных│ │ │ │
│ │лексических единиц общего и│ │ │ │
│ │терминологического характера│ │ │ │
│ │(для иностранного языка); │ │ │ │
│ │ основную медицинскую и│ │ │ │
│ │фармацевтическую │ │ │ │
│ │терминологию на латинском и│ │ │ │
│ │иностранном языках; │ │ │ │
│ │ основные направления│ │ │ │
│ │психологии, общие и│ │ │ │
│ │индивидуальные особенности│ │ │ │
│ │психики подростка и│ │ │ │
│ │взрослого человека,│ │ │ │
│ │психологию личности и малых│ │ │ │
│ │групп. │ │ │ │
│ │ Уметь: │ │ │ │
│ │ грамотно и самостоятельно│ │ │ │
│ │анализировать и оценивать│ │ │ │
│ │социальную ситуацию в России│ │ │ │
│ │и за ее пределами и│ │ │ │
│ │осуществлять свою│ │ │ │
│ │деятельность с учетом│ │ │ │
│ │результатов этого анализа; │ │ │ │
│ │ ориентироваться в│ │ │ │
│ │действующих нормативно-│ │ │ │
│ │правовых актах о труде,│ │ │ │
│ │применять нормы трудового│ │ │ │
│ │законодательства в│ │ │ │
│ │конкретных практических│ │ │ │
│ │ситуациях; │ │ │ │
│ │ защищать гражданские│ │ │ │
│ │права врачей и пациентов│ │ │ │
│ │различного возраста; │ │ │ │
│ │ использовать не менее 900│ │ │ │
│ │терминологических единиц и│ │ │ │
│ │терминоэлементов; │ │ │ │
│ │ оценивать и определять│ │ │ │
│ │свои потребности,│ │ │ │
│ │необходимые для продолжения│ │ │ │
│ │обучения; │ │ │ │
│ │ выстраивать и│ │ │ │
│ │поддерживать рабочие│ │ │ │
│ │отношения с другими членами│ │ │ │
│ │коллектива; │ │ │ │
│ │ анализировать │ │ │ │
│ │экономические проблемы и│ │ │ │
│ │общественные процессы, быть│ │ │ │
│ │активным субъектом│ │ │ │
│ │экономической деятельности. │ │ │ │
│ │ Владеть: │ │ │ │
│ │ навыками изложения│ │ │ │
│ │самостоятельной точки│ │ │ │
│ │зрения, анализа и│ │ │ │
│ │логического мышления,│ │ │ │
│ │публичной речи, морально-│ │ │ │
│ │этической аргументации,│ │ │ │
│ │ведения дискуссий и круглых│ │ │ │
│ │столов, принципами врачебной│ │ │ │
│ │деонтологии и медицинской│ │ │ │
│ │этики; │ │ │ │
│ │ навыками чтения и письма│ │ │ │
│ │на латинском языке│ │ │ │
│ │клинических и│ │ │ │
│ │фармацевтических терминов и│ │ │ │
│ │рецептов; │ │ │ │
│ │ навыками информирования│ │ │ │
│ │пациентов и их родственников│ │ │ │
│ │в соответствии с│ │ │ │
│ │требованиями правил│ │ │ │
│ │"информированного согласия";│ │ │ │
│ │ иностранным языком в│ │ │ │
│ │объеме, необходимом для│ │ │ │
│ │возможности коммуникации и│ │ │ │
│ │получения информации из│ │ │ │
│ │зарубежных источников │ │ │ │
│ ├────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼──────────┤
│ │Вариативная часть (знания,│ 4 │ │ │
│ │умения, навыки определяются│ │ │ │
│ │ООП вуза) │ │ │ │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼──────────┤
│С.2│Математический, │ 83 - 93 │ │ОК-1 │
│ │естественнонаучный цикл │ │ │ПК-1 - 3 │
│ ├────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┤ПК-5 - 7 │
│ │ Базовая часть │ 83 │ │ПК-9 │
│ │ В результате изучения│ │ │ПК-11 - 12│
│ │базовой части цикла│ 3 │Физика, математика │ПК-14 - 17│
│ │обучающийся должен: │ │ │ПК-19 - 20│
│ │ Знать: │ 3 │ Медицинская │ПК-27 │
│ │ математические методы│ │ информатика │ПК-31 - 32│
│ │решения интеллектуальных│ │ │ │
│ │задач и их применение в│ 3 │ Химия │ │
│ │медицине; │ │ │ │
│ │ правила техники│ 7 │ Биохимия │ │
│ │безопасности и работы в│ │ │ │
│ │физических, химических,│ 6 │ Биология │ │
│ │биологических лабораториях с│ │ │ │
│ │реактивами, приборами,│ 10 │ Анатомия │ │
│ │животными; │ │ │ │
│ │ основные законы физики,│ 5 │ Топографическая │ │
│ │физические явления и│ │ анатомия и │ │
│ │закономерности, лежащие в│ │ оперативная │ │
│ │основе процессов,│ │ хирургия │ │
│ │протекающих в организме│ │ │ │
│ │человека; │ 6 │ Гистология, │ │
│ │ характеристики и│ │ эмбриология, │ │
│ │биофизические механизмы│ │ цитология │ │
│ │воздействия физических│ │ │ │
│ │факторов на организм; │ 7 │ Нормальная │ │
│ │ физические основы│ │ физиология │ │
│ │функционирования медицинской│ │ │ │
│ │аппаратуры, устройство и│ 7 │ Микробиология, │ │
│ │назначение медицинской│ │ вирусология │ │
│ │аппаратуры; │ │ │ │
│ │ физико-химическую │ 3 │ Иммунология │ │
│ │сущность процессов,│ │ │ │
│ │происходящих в живом│ 7 │ Фармакология │ │
│ │организме на молекулярном,│ │ │ │
│ │клеточном, тканевом и│ 8 │ Патологическая │ │
│ │органном уровнях; │ │ анатомия, │ │
│ │ свойства воды и водных│ │ клиническая │ │
│ │растворов; │ │ патологическая │ │
│ │ способы выражения│ │ анатомия │ │
│ │концентрации веществ в│ │ │ │
│ │растворах, способы│ 8 │ Патофизиология, │ │
│ │приготовления растворов│ │ клиническая │ │
│ │заданной концентрации; │ │ патофизиология │ │
│ │ основные типы химических│ │ │ │
│ │равновесий │ │ │ │
│ │(протеолитические, │ │ │ │
│ │гетерогенные, │ │ │ │
│ │лигандообменные, │ │ │ │
│ │окислительно- │ │ │ │
│ │восстановительные) в│ │ │ │
│ │процессах жизнедеятельности;│ │ │ │
│ │ механизм действия│ │ │ │
│ │буферных систем организма,│ │ │ │
│ │их взаимосвязь и роль в│ │ │ │
│ │поддержании кислотно-│ │ │ │
│ │основного состояния│ │ │ │
│ │организма; │ │ │ │
│ │ электролитный баланс│ │ │ │
│ │организма человека,│ │ │ │
│ │коллигативные свойства│ │ │ │
│ │растворов (диффузия, осмос,│ │ │ │
│ │осмолярность, │ │ │ │
│ │осмоляльность); │ │ │ │
│ │ роль коллоидных│ │ │ │
│ │поверхностно-активных │ │ │ │
│ │веществ в усвоении и│ │ │ │
│ │переносе малополярных│ │ │ │
│ │веществ в живом организме; │ │ │ │
│ │ строение и химические│ │ │ │
│ │свойства основных классов│ │ │ │
│ │биологически важных│ │ │ │
│ │органических соединений; │ │ │ │
│ │ основные метаболические│ │ │ │
│ │пути превращения углеводов,│ │ │ │
│ │липидов, аминокислот,│ │ │ │
│ │пуриновых и пиримидиновых│ │ │ │
│ │оснований, роль клеточных│ │ │ │
│ │мембран и их транспортных│ │ │ │
│ │систем в обмене веществ; │ │ │ │
│ │ строение и функции│ │ │ │
│ │наиболее важных химических│ │ │ │
│ │соединений (нуклеиновых│ │ │ │
│ │кислот, природных белков,│ │ │ │
│ │водорастворимых и│ │ │ │
│ │жирорастворимых витаминов,│ │ │ │
│ │гормонов и др.); │ │ │ │
│ │ физико-химические методы│ │ │ │
│ │анализа в медицине│ │ │ │
│ │(титриметрический, │ │ │ │
│ │электрохимический, │ │ │ │
│ │хроматографический, │ │ │ │
│ │вискозиметрический); │ │ │ │
│ │ роль биогенных элементов│ │ │ │
│ │и их соединений в живых│ │ │ │
│ │организмах, применение их│ │ │ │
│ │соединений в медицинской│ │ │ │
│ │практике; │ │ │ │
│ │ основы химии гемоглобина,│ │ │ │
│ │его участие в газообмене и│ │ │ │
│ │поддержании кислотно-│ │ │ │
│ │основного состояния; │ │ │ │
│ │ классификацию и основные│ │ │ │
│ │характеристики лекарственных│ │ │ │
│ │средств, фармакодинамику и│ │ │ │
│ │фармакокинетику, показания и│ │ │ │
│ │противопоказания к│ │ │ │
│ │применению лекарственных│ │ │ │
│ │средств, побочные эффекты; │ │ │ │
│ │ общие принципы оформления│ │ │ │
│ │рецептов и составления│ │ │ │
│ │рецептурных прописей│ │ │ │
│ │лекарственных средств; │ │ │ │
│ │ общие закономерности│ │ │ │
│ │происхождения и развития│ │ │ │
│ │жизни, антропогенез и│ │ │ │
│ │онтогенез человека; │ │ │ │
│ │ законы генетики, ее│ │ │ │
│ │значение для медицины,│ │ │ │
│ │закономерности │ │ │ │
│ │наследственности и│ │ │ │
│ │изменчивости в│ │ │ │
│ │индивидуальном развитии как│ │ │ │
│ │основы понимания патогенеза│ │ │ │
│ │и этиологии наследственных и│ │ │ │
│ │мультифакториальных │ │ │ │
│ │заболеваний человека; │ │ │ │
│ │ основные понятия и│ │ │ │
│ │проблемы биосферы и│ │ │ │
│ │экологии, феномен│ │ │ │
│ │паразитизма и│ │ │ │
│ │биоэкологические │ │ │ │
│ │заболевания; │ │ │ │
│ │ классификацию, морфологию│ │ │ │
│ │и физиологию микроорганизмов│ │ │ │
│ │и вирусов, их влияние на│ │ │ │
│ │здоровье человека, методы│ │ │ │
│ │микробиологической │ │ │ │
│ │диагностики, применение│ │ │ │
│ │основных антибактериальных,│ │ │ │
│ │противовирусных и│ │ │ │
│ │биологических препаратов; │ │ │ │
│ │ основные закономерности│ │ │ │
│ │развития и жизнедеятельности│ │ │ │
│ │организма на основе│ │ │ │
│ │структурной организации│ │ │ │
│ │клеток, тканей и органов;│ │ │ │
│ │гистофункциональные │ │ │ │
│ │особенности тканевых│ │ │ │
│ │элементов, методы их│ │ │ │
│ │исследования; │ │ │ │
│ │ строение, топографию и│ │ │ │
│ │развитие клеток, тканей,│ │ │ │
│ │органов и систем организма│ │ │ │
│ │во взаимодействии с их│ │ │ │
│ │функцией в норме и│ │ │ │
│ │патологии, особенности│ │ │ │
│ │организменного и│ │ │ │
│ │популяционного уровней│ │ │ │
│ │организации жизни; │ │ │ │
│ │ анатомо-физиологические, │ │ │ │
│ │возрастно-половые и│ │ │ │
│ │индивидуальные особенности│ │ │ │
│ │строения и развития│ │ │ │
│ │здорового и больного│ │ │ │
│ │организма; │ │ │ │
│ │ понятия этиологии,│ │ │ │
│ │патогенеза, морфогенеза,│ │ │ │
│ │патоморфоза болезни,│ │ │ │
│ │нозологии, принципы│ │ │ │
│ │классификации болезней,│ │ │ │
│ │основные понятия общей│ │ │ │
│ │нозологии; │ │ │ │
│ │ функциональные системы│ │ │ │
│ │организма человека, их│ │ │ │
│ │регуляция и саморегуляция│ │ │ │
│ │при воздействии с внешней│ │ │ │
│ │средой в норме и патологии; │ │ │ │
│ │ структурные и│ │ │ │
│ │функциональные основы│ │ │ │
│ │болезней и патологических│ │ │ │
│ │процессов, причины, основные│ │ │ │
│ │механизмы развития и исходов│ │ │ │
│ │типовых патологических│ │ │ │
│ │процессов, нарушений функций│ │ │ │
│ │органов и систем; │ │ │ │
│ │ структуру и функции│ │ │ │
│ │иммунной системы человека,│ │ │ │
│ │ее возрастные особенности,│ │ │ │
│ │клеточно-молекулярные │ │ │ │
│ │механизмы развития и│ │ │ │
│ │функционирования иммунной│ │ │ │
│ │системы, основные этапы,│ │ │ │
│ │типы, генетический контроль│ │ │ │
│ │иммунного ответа, методы│ │ │ │
│ │иммунодиагностики; │ │ │ │
│ │ методы оценки иммунного│ │ │ │
│ │статуса, показания и│ │ │ │
│ │принципы его оценки,│ │ │ │
│ │иммунопатогенез, методы│ │ │ │
│ │диагностики основных│ │ │ │
│ │заболеваний иммунной системы│ │ │ │
│ │человека, виды и показания к│ │ │ │
│ │применению иммунотропной│ │ │ │
│ │терапии; │ │ │ │
│ │ теоретические основы│ │ │ │
│ │информатики, сбор, хранение,│ │ │ │
│ │поиск, переработка,│ │ │ │
│ │преобразование, │ │ │ │
│ │распространение информации в│ │ │ │
│ │медицинских и биологических│ │ │ │
│ │системах, использование│ │ │ │
│ │информационных компьютерных│ │ │ │
│ │систем в медицине и│ │ │ │
│ │здравоохранении. │ │ │ │
│ │ Уметь: │ │ │ │
│ │ пользоваться учебной,│ │ │ │
│ │научной, научно-популярной│ │ │ │
│ │литературой, сетью Интернет│ │ │ │
│ │для профессиональной│ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │ пользоваться физическим,│ │ │ │
│ │химическим и биологическим│ │ │ │
│ │оборудованием; │ │ │ │
│ │ работать с увеличительной│ │ │ │
│ │техникой (микроскопами,│ │ │ │
│ │оптическими и простыми│ │ │ │
│ │лупами); │ │ │ │
│ │ производить расчеты по│ │ │ │
│ │результатам эксперимента,│ │ │ │
│ │проводить элементарную│ │ │ │
│ │статистическую обработку│ │ │ │
│ │экспериментальных данных; │ │ │ │
│ │ классифицировать │ │ │ │
│ │химические соединения,│ │ │ │
│ │основываясь на их│ │ │ │
│ │структурных формулах; │ │ │ │
│ │ прогнозировать │ │ │ │
│ │направление и результат│ │ │ │
│ │физико-химических процессов│ │ │ │
│ │и химических превращений│ │ │ │
│ │биологически важных веществ;│ │ │ │
│ │ выполнять термохимические│ │ │ │
│ │расчеты, необходимые для│ │ │ │
│ │составления энергоменю, для│ │ │ │
│ │изучения основ рационального│ │ │ │
│ │питания; │ │ │ │
│ │ пользоваться │ │ │ │
│ │номенклатурой IUPAC для│ │ │ │
│ │составления названий по│ │ │ │
│ │формулам типичных│ │ │ │
│ │представителей биологически│ │ │ │
│ │важных веществ и│ │ │ │
│ │лекарственных препаратов; │ │ │ │
│ │ анализировать действие│ │ │ │
│ │лекарственных средств по│ │ │ │
│ │совокупности их│ │ │ │
│ │фармакологических свойств и│ │ │ │
│ │возможность их использования│ │ │ │
│ │для терапевтического│ │ │ │
│ │лечения; │ │ │ │
│ │ выписывать рецепты│ │ │ │
│ │лекарственных средств,│ │ │ │
│ │использовать различные│ │ │ │
│ │лекарственные формы при│ │ │ │
│ │лечении определенных│ │ │ │
│ │патологических состояний,│ │ │ │
│ │исходя из особенностей их│ │ │ │
│ │фармакодинамики и│ │ │ │
│ │фармакокинетики; │ │ │ │
│ │ применять основные│ │ │ │
│ │антибактериальные, │ │ │ │
│ │противовирусные и│ │ │ │
│ │биологические препараты; │ │ │ │
│ │ оценивать возможные│ │ │ │
│ │проявления при передозировке│ │ │ │
│ │лекарственных средств и│ │ │ │
│ │способы их устранения; │ │ │ │
│ │ давать │ │ │ │
│ │гистофизиологическую оценку│ │ │ │
│ │состояния различных│ │ │ │
│ │клеточных, тканевых и│ │ │ │
│ │органных структур; │ │ │ │
│ │ пальпировать на человеке│ │ │ │
│ │основные костные ориентиры,│ │ │ │
│ │обрисовать топографические│ │ │ │
│ │контуры органов и основных│ │ │ │
│ │сосудистых и нервных│ │ │ │
│ │стволов; │ │ │ │
│ │ объяснить характер│ │ │ │
│ │отклонений в ходе развития,│ │ │ │
│ │которые могут привести к│ │ │ │
│ │формированию вариантов│ │ │ │
│ │аномалий и пороков; │ │ │ │
│ │ решать генетические│ │ │ │
│ │задачи; │ │ │ │
│ │ описать морфологические│ │ │ │
│ │изменения изучаемых│ │ │ │
│ │макроскопических, │ │ │ │
│ │микроскопических препаратов│ │ │ │
│ │и электроннограмм; │ │ │ │
│ │ интерпретировать │ │ │ │
│ │результаты наиболее│ │ │ │
│ │распространенных методов│ │ │ │
│ │функциональной диагностики,│ │ │ │
│ │применяемых для выявления│ │ │ │
│ │патологии крови, сердца и│ │ │ │
│ │сосудов, легких, почек,│ │ │ │
│ │печени и других органов и│ │ │ │
│ │систем; │ │ │ │
│ │ определять и оценивать│ │ │ │
│ │результаты │ │ │ │
│ │электрокардиографии; │ │ │ │
│ │спирографии; термометрии;│ │ │ │
│ │гематологических │ │ │ │
│ │показателей; │ │ │ │
│ │ отличать в сыворотке│ │ │ │
│ │крови нормальные значения│ │ │ │
│ │уровней метаболитов│ │ │ │
│ │(глюкозы, мочевины,│ │ │ │
│ │билирубина, мочевой кислоты,│ │ │ │
│ │молочной и пировиноградной│ │ │ │
│ │кислот и др.) от│ │ │ │
│ │патологически измененных,│ │ │ │
│ │читать протеинограмму и│ │ │ │
│ │объяснить причины различий; │ │ │ │
│ │ трактовать данные│ │ │ │
│ │энзимологических │ │ │ │
│ │исследований сыворотки│ │ │ │
│ │крови; │ │ │ │
│ │ диагностировать │ │ │ │
│ │возбудителей паразитарных│ │ │ │
│ │заболеваний человека на│ │ │ │
│ │препарате, слайде,│ │ │ │
│ │фотографии; │ │ │ │
│ │ проводить │ │ │ │
│ │микробиологическую и│ │ │ │
│ │иммунологическую │ │ │ │
│ │диагностику; │ │ │ │
│ │ анализировать вопросы│ │ │ │
│ │общей патологии и│ │ │ │
│ │современные теоретические│ │ │ │
│ │концепции и направления в│ │ │ │
│ │медицине; │ │ │ │
│ │ обосновывать принципы│ │ │ │
│ │патогенетической терапии│ │ │ │
│ │наиболее распространенных│ │ │ │
│ │заболеваний; │ │ │ │
│ │ охарактеризовать и│ │ │ │
│ │оценить уровни организации│ │ │ │
│ │иммунной системы человека,│ │ │ │
│ │оценить медиаторную роль│ │ │ │
│ │цитокинов; обосновать│ │ │ │
│ │необходимость клинико-│ │ │ │
│ │иммунологического │ │ │ │
│ │обследования больного,│ │ │ │
│ │интерпретировать результаты│ │ │ │
│ │оценки иммунного статуса по│ │ │ │
│ │тестам 1-го уровня; │ │ │ │
│ │ интерпретировать │ │ │ │
│ │результаты основных│ │ │ │
│ │диагностических │ │ │ │
│ │аллергологических проб; │ │ │ │
│ │ обосновать необходимость│ │ │ │
│ │применения │ │ │ │
│ │иммунокорригирующей терапии;│ │ │ │
│ │ визуально оценивать и│ │ │ │
│ │протоколировать изменения в│ │ │ │
│ │органах и тканях трупа,│ │ │ │
│ │обосновать характер│ │ │ │
│ │патологического процесса и│ │ │ │
│ │его клинические проявления;│ │ │ │
│ │дать заключение о причине│ │ │ │
│ │смерти и сформулировать│ │ │ │
│ │патологоанатомический │ │ │ │
│ │диагноз; │ │ │ │
│ │ заполнять медицинское│ │ │ │
│ │свидетельство о смерти. │ │ │ │
│ │ Владеть: │ │ │ │
│ │ базовыми технологиями│ │ │ │
│ │преобразования информации:│ │ │ │
│ │текстовые, табличные│ │ │ │
│ │редакторы, поиск в сети│ │ │ │
│ │Интернет; │ │ │ │
│ │ понятием ограничения в│ │ │ │
│ │достоверности и специфику│ │ │ │
│ │наиболее часто встречающихся│ │ │ │
│ │лабораторных тестов; │ │ │ │
│ │ медико-анатомическим │ │ │ │
│ │понятийным аппаратом; │ │ │ │
│ │ навыками │ │ │ │
│ │микроскопирования и анализа│ │ │ │
│ │гистологических препаратов и│ │ │ │
│ │электронных микрофотографий;│ │ │ │
│ │ простейшими медицинскими│ │ │ │
│ │инструментами (фонендоскоп,│ │ │ │
│ │шпатель, неврологический│ │ │ │
│ │молоточек, скальпель,│ │ │ │
│ │пинцет, зонд, зажим,│ │ │ │
│ │расширитель и т.п.); │ │ │ │
│ │ навыками постановки│ │ │ │
│ │предварительного диагноза на│ │ │ │
│ │основании результатов│ │ │ │
│ │биохимических исследований│ │ │ │
│ │биологических жидкостей│ │ │ │
│ │человека; │ │ │ │
│ │ навыком сопоставления│ │ │ │
│ │морфологических и│ │ │ │
│ │клинических проявлений│ │ │ │
│ │болезней; │ │ │ │
│ │ методами изучения│ │ │ │
│ │наследственности у человека│ │ │ │
│ │(цитогенетический метод,│ │ │ │
│ │генеалогический метод,│ │ │ │
│ │близнецовый метод); │ │ │ │
│ │ алгоритмом постановки│ │ │ │
│ │предварительного │ │ │ │
│ │иммунологического диагноза с│ │ │ │
│ │последующим направлением к│ │ │ │
│ │врачу аллергологу-│ │ │ │
│ │иммунологу; │ │ │ │
│ │ основами врачебных│ │ │ │
│ │диагностических и лечебных│ │ │ │
│ │мероприятий по оказанию│ │ │ │
│ │первой врачебной помощи при│ │ │ │
│ │неотложных и угрожающих│ │ │ │
│ │жизни состояниях с иммунными│ │ │ │
│ │нарушениями; │ │ │ │
│ │ навыками применения│ │ │ │
│ │лекарственных средств при│ │ │ │
│ │лечении, реабилитации и│ │ │ │
│ │профилактике различных│ │ │ │
│ │заболеваний и патологических│ │ │ │
│ │состояний; │ │ │ │
│ │ методами клинико-│ │ │ │
│ │анатомического анализа│ │ │ │
│ │вскрытия, исследования│ │ │ │
│ │биопсийного и операционного│ │ │ │
│ │материала │ │ │ │
│ ├────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼──────────┤
│ │Вариативная часть (знания,│ 10 │ │ │
│ │умения, навыки определяются│ │ │ │
│ │ООП вуза) │ │ │ │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼──────────┤
│С.3│Профессиональный цикл │175 - 193│ │ОК-1 │
│ ├────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┤ПК-1 │
│ │ Базовая часть │ 175 │ │ПК-3 │
│ │ В результате изучения│ │ │ПК-5 │
│ │дисциплин базовой части│ 7 │ Гигиена │ПК-7 - 8 │
│ │цикла обучающийся должен: │ │ │ПК-10 - 32│
│ │ Знать: │ 6 │ Общественное │ │
│ │ основы законодательства│ │ здоровье и │ │
│ │Российской Федерации по│ │ здравоохранение, │ │
│ │охране здоровья населения,│ │ экономика │ │
│ │основные нормативно-│ │ здравоохранения │ │
│ │технические документы; │ │ │ │
│ │ основные принципы│ 3 │ Эпидемиология │ │
│ │управления и организации│ │ │ │
│ │медицинской помощи│ 3 │ Медицинская │ │
│ │населению; │ │ реабилитация │ │
│ │ основы законодательства о│ │ │ │
│ │санитарно-эпидемиологическом│ 3 │ Клиническая │ │
│ │благополучии населения,│ │ фармакология │ │
│ │основные официальные│ │ │ │
│ │документы, регламентирующие│ 3 │Дерматовенерология │ │
│ │противоэпидемиологическое │ │ │ │
│ │обслуживание населения при│ 6 │ Неврология, │ │
│ │инфекционных и паразитарных│ │ медицинская │ │
│ │заболеваниях; нормативные│ │ генетика, │ │
│ │документы по профилактике│ │ нейрохирургия │ │
│ │госпитальных инфекций,│ │ │ │
│ │правовые основы│ 5 │ Психиатрия, │ │
│ │государственной политики в│ │ медицинская │ │
│ │области иммунопрофилактики; │ │ психология │ │
│ │ социальное страхование и│ │ │ │
│ │социальное обеспечение,│ 3 │Оториноларингология│ │
│ │основы организации страховой│ │ │ │
│ │медицины в Российской│ 3 │ Офтальмология │ │
│ │Федерации, сравнительные│ │ │ │
│ │характеристики систем│ 3 │ Судебная медицина │ │
│ │здравоохранения в мире; │ │ │ │
│ │ финансирование системы│ 7 │ Безопасность │ │
│ │здравоохранения; │ │жизнедеятельности, │ │
│ │планирование, финансирование│ │медицина катастроф │ │
│ │учреждений здравоохранения; │ │ │ │
│ │ организацию врачебного│ 14 │ Акушерство и │ │
│ │контроля за состоянием│ │ гинекология │ │
│ │здоровья населения, вопросы│ │ │ │
│ │экспертизы │ 10 │ Педиатрия │ │
│ │нетрудоспособности и медико-│ │ │ │
│ │юридической помощи│ 11 │ Пропедевтика │ │
│ │населению; │ │ внутренних │ │
│ │ методику расчета│ │ болезней, лучевая │ │
│ │показателей медицинской│ │ диагностика │ │
│ │статистики; основы│ │ │ │
│ │применения статистического│ 10 │ Факультетская │ │
│ │метода в медицинских│ │ терапия, │ │
│ │исследованиях, использование│ │ профессиональные │ │
│ │статистических показателей│ │ болезни │ │
│ │при оценке состояния│ │ │ │
│ │здоровья населения и│ 14 │ Госпитальная │ │
│ │деятельности медицинских│ │ терапия, │ │
│ │организаций; │ │ эндокринология │ │
│ │ ведение типовой учетно-│ │ │ │
│ │отчетной медицинской│ 9 │ Инфекционные │ │
│ │документации в медицинских│ │ болезни │ │
│ │организациях; │ │ │ │
│ │ организацию работы│ 5 │ Фтизиатрия │ │
│ │младшего и среднего│ │ │ │
│ │медицинского персонала в│ 12 │ Поликлиническая │ │
│ │медицинских организациях; │ │ терапия │ │
│ │ показатели здоровья│ │ │ │
│ │населения, факторы,│ 7 │ Общая хирургия, │ │
│ │формирующие здоровье│ │лучевая диагностика│ │
│ │человека (экологические,│ │ │ │
│ │профессиональные, природно-│ 3 │ Анестезиология, │ │
│ │климатические, эндемические,│ │ реанимация, │ │
│ │социальные, │ │интенсивная терапия│ │
│ │эпидемиологические, психо-│ │ │ │
│ │эмоциональные, │ 7 │ Факультетская │ │
│ │профессиональные, │ │хирургия, урология │ │
│ │генетические); │ │ │ │
│ │ заболевания, связанные с│ 10 │ Госпитальная │ │
│ │неблагоприятным воздействием│ │ хирургия, детская │ │
│ │климатических и социальных│ │ хирургия │ │
│ │факторов; │ │ │ │
│ │ гигиенические аспекты│ 2 │ Стоматология │ │
│ │питания, гигиену│ │ │ │
│ │медицинских организаций,│ 3 │Онкология, лучевая │ │
│ │гигиенические проблемы│ │ терапия │ │
│ │медико-санитарной помощи│ │ │ │
│ │работающему населению; │ 6 │ Травматология, │ │
│ │ основы профилактической│ │ ортопедия │ │
│ │медицины, организацию│ │ │ │
│ │профилактических │ │ │ │
│ │мероприятий, направленных на│ │ │ │
│ │укрепление здоровья│ │ │ │
│ │населения; │ │ │ │
│ │ методы санитарно-│ │ │ │
│ │просветительской работы; │ │ │ │
│ │ учение об│ │ │ │
│ │эпидемиологическом процессе,│ │ │ │
│ │эпидемиологический подход к│ │ │ │
│ │изучению болезней человека,│ │ │ │
│ │виды эпидемиологических│ │ │ │
│ │исследований и их│ │ │ │
│ │предназначение; │ │ │ │
│ │ эпидемический процесс и│ │ │ │
│ │неинфекционную │ │ │ │
│ │эпидемиологию, эпидемиологию│ │ │ │
│ │инфекционных и паразитарных│ │ │ │
│ │заболеваний, осуществление│ │ │ │
│ │противоэпидемических │ │ │ │
│ │мероприятий, защиту│ │ │ │
│ │населения в очагах особо│ │ │ │
│ │опасных инфекций, при│ │ │ │
│ │ухудшении радиационной│ │ │ │
│ │обстановки и стихийных│ │ │ │
│ │бедствиях; │ │ │ │
│ │ этиологию, патогенез и│ │ │ │
│ │меры профилактики наиболее│ │ │ │
│ │часто встречающихся│ │ │ │
│ │заболеваний; современную│ │ │ │
│ │классификацию заболеваний; │ │ │ │
│ │ клиническую картину,│ │ │ │
│ │особенности течения и│ │ │ │
│ │возможные осложнения│ │ │ │
│ │наиболее распространенных│ │ │ │
│ │заболеваний, протекающих в│ │ │ │
│ │типичной форме у различных│ │ │ │
│ │возрастных групп; │ │ │ │
│ │ методы диагностики,│ │ │ │
│ │диагностические возможности│ │ │ │
│ │методов непосредственного│ │ │ │
│ │исследования больного│ │ │ │
│ │терапевтического, │ │ │ │
│ │хирургического и│ │ │ │
│ │инфекционного профиля,│ │ │ │
│ │современные методы│ │ │ │
│ │клинического, лабораторного,│ │ │ │
│ │инструментального │ │ │ │
│ │обследования больных│ │ │ │
│ │(включая эндоскопические,│ │ │ │
│ │рентгенологические методы,│ │ │ │
│ │ультразвуковую диагностику);│ │ │ │
│ │ основы организации│ │ │ │
│ │медицинской (амбулаторно-│ │ │ │
│ │поликлинической и│ │ │ │
│ │стационарной) помощи│ │ │ │
│ │различным группам населения,│ │ │ │
│ │принципы диспансеризации│ │ │ │
│ │населения, реабилитации│ │ │ │
│ │больных, основы организации│ │ │ │
│ │медицинского обеспечения│ │ │ │
│ │занимающихся физической│ │ │ │
│ │культурой; │ │ │ │
│ │ критерии диагноза│ │ │ │
│ │различных заболеваний; │ │ │ │
│ │ особенности организации и│ │ │ │
│ │объем работы врача│ │ │ │
│ │амбулаторно-поликлинического│ │ │ │
│ │звена, современные│ │ │ │
│ │диагностические возможности│ │ │ │
│ │поликлинической службы,│ │ │ │
│ │методы проведения неотложных│ │ │ │
│ │мероприятий, показания для│ │ │ │
│ │плановой госпитализации│ │ │ │
│ │больных; │ │ │ │
│ │ методы лечения и│ │ │ │
│ │показания к их применению;│ │ │ │
│ │механизм лечебного действия│ │ │ │
│ │лечебной физкультуры и│ │ │ │
│ │физиотерапии, показания и│ │ │ │
│ │противопоказания к их│ │ │ │
│ │назначению, особенности их│ │ │ │
│ │проведения; │ │ │ │
│ │ клинические проявления│ │ │ │
│ │основных хирургических│ │ │ │
│ │синдромов; │ │ │ │
│ │ виды и методы современной│ │ │ │
│ │общей анестезии (масочный,│ │ │ │
│ │эндотрахеальный, │ │ │ │
│ │внутривенный), способы и│ │ │ │
│ │методы профилактики│ │ │ │
│ │послеоперационных легочных│ │ │ │
│ │осложнений, особенности│ │ │ │
│ │ведения больных, находящихся│ │ │ │
│ │в коматозном состоянии,│ │ │ │
│ │интенсивную терапию│ │ │ │
│ │пациентам, перенесшим│ │ │ │
│ │критическое состояние; │ │ │ │
│ │ особенности организации│ │ │ │
│ │оказания медицинской помощи│ │ │ │
│ │при проведении массовых и│ │ │ │
│ │спортивных мероприятий, в│ │ │ │
│ │чрезвычайных ситуациях и при│ │ │ │
│ │катастрофах в мирное и│ │ │ │
│ │военное время; │ │ │ │
│ │ особенности оказания│ │ │ │
│ │первой помощи и проведения│ │ │ │
│ │реанимационных мероприятий│ │ │ │
│ │пострадавшим при│ │ │ │
│ │автодорожных травмах,│ │ │ │
│ │утоплении, электротравме,│ │ │ │
│ │странгуляционной асфиксии,│ │ │ │
│ │способы восстановления│ │ │ │
│ │проходимости верхних│ │ │ │
│ │дыхательных путей; │ │ │ │
│ │ клинические симптомы│ │ │ │
│ │повреждений опорно-│ │ │ │
│ │двигательной системы,│ │ │ │
│ │грудной клетки, брюшной│ │ │ │
│ │полости, полости таза,│ │ │ │
│ │головы и полости черепа;│ │ │ │
│ │методику определения площади│ │ │ │
│ │обожженной поверхности,│ │ │ │
│ │особенности наложения│ │ │ │
│ │контурных повязок при│ │ │ │
│ │ожоговой болезни и холодовой│ │ │ │
│ │травме; │ │ │ │
│ │ организацию акушерской и│ │ │ │
│ │гинекологической помощи│ │ │ │
│ │населению, диагностику│ │ │ │
│ │гинекологических │ │ │ │
│ │заболеваний, диагностику│ │ │ │
│ │беременности, методы ведения│ │ │ │
│ │беременности и принятия│ │ │ │
│ │родов; │ │ │ │
│ │ типы наследования│ │ │ │
│ │заболеваний и клинические│ │ │ │
│ │проявления наследственной│ │ │ │
│ │патологии, общие│ │ │ │
│ │характеристики болезней с│ │ │ │
│ │наследственным │ │ │ │
│ │предрасположением, общие│ │ │ │
│ │принципы и особенности│ │ │ │
│ │диагностики наследственных│ │ │ │
│ │заболеваний, причины│ │ │ │
│ │происхождения и│ │ │ │
│ │диагностическую значимость│ │ │ │
│ │морфогенетических вариантов│ │ │ │
│ │болезней; врожденные│ │ │ │
│ │аномалии; │ │ │ │
│ │ патогенез инфекционных│ │ │ │
│ │болезней, их основные│ │ │ │
│ │клинические проявления,│ │ │ │
│ │основные методы лабораторной│ │ │ │
│ │и инструментальной│ │ │ │
│ │диагностики, применяемые в│ │ │ │
│ │инфектологии (показания к│ │ │ │
│ │применению, теоретические│ │ │ │
│ │основы метода, трактовка│ │ │ │
│ │результатов); │ │ │ │
│ │ основные принципы лечения│ │ │ │
│ │инфекционных болезней и│ │ │ │
│ │реабилитации больных,│ │ │ │
│ │показания к госпитализации│ │ │ │
│ │инфекционного больного,│ │ │ │
│ │специфическую и│ │ │ │
│ │неспецифическую профилактику│ │ │ │
│ │инфекционных болезней; │ │ │ │
│ │ структуру инфекционной│ │ │ │
│ │службы, показания к│ │ │ │
│ │амбулаторному лечению│ │ │ │
│ │инфекционного больного,│ │ │ │
│ │транспортировку │ │ │ │
│ │инфекционного больного в│ │ │ │
│ │стационар: правила изоляции│ │ │ │
│ │при госпитализации больных,│ │ │ │
│ │санитарно-гигиенические │ │ │ │
│ │требования к устройству,│ │ │ │
│ │организации работы и режиму│ │ │ │
│ │инфекционных больниц,│ │ │ │
│ │отделений, боксов; │ │ │ │
│ │ особенности организации│ │ │ │
│ │работы с больными ВИЧ-│ │ │ │
│ │инфекцией; │ │ │ │
│ │ основные клинические│ │ │ │
│ │проявления кожных болезней│ │ │ │
│ │(чесотки, педикулеза,│ │ │ │
│ │дерматофитий), ВИЧ-инфекции│ │ │ │
│ │и инфекций, передающихся│ │ │ │
│ │половым путем; │ │ │ │
│ │ организацию массового│ │ │ │
│ │проведения │ │ │ │
│ │туберкулинодиагностики среди│ │ │ │
│ │населения, отбор пациентов│ │ │ │
│ │для вакцинации и│ │ │ │
│ │ревакцинации вакциной│ │ │ │
│ │туберкулезной (далее - БЦЖ)│ │ │ │
│ │с учетом результатов│ │ │ │
│ │массовой │ │ │ │
│ │туберкулинодиагностики, │ │ │ │
│ │прививочные реакции,│ │ │ │
│ │возможные поствакцинальные│ │ │ │
│ │осложнения; │ │ │ │
│ │ особенности диагностики,│ │ │ │
│ │лечения (этиотропными и│ │ │ │
│ │патогенетическими │ │ │ │
│ │средствами), реабилитации│ │ │ │
│ │больных туберкулезом; │ │ │ │
│ │ клинико-фармакологическую │ │ │ │
│ │характеристику основных│ │ │ │
│ │групп лекарственных│ │ │ │
│ │препаратов и рациональный│ │ │ │
│ │выбор конкретных│ │ │ │
│ │лекарственных средств при│ │ │ │
│ │лечении основных│ │ │ │
│ │патологических синдромов│ │ │ │
│ │заболеваний и неотложных│ │ │ │
│ │состояний у пациентов,│ │ │ │
│ │включая основы│ │ │ │
│ │антидопингового │ │ │ │
│ │законодательства; │ │ │ │
│ │ систему организации│ │ │ │
│ │производства судебно-│ │ │ │
│ │медицинской экспертизы в│ │ │ │
│ │Российской Федерации; права,│ │ │ │
│ │обязанности и│ │ │ │
│ │ответственность врача,│ │ │ │
│ │привлекаемого к участию в│ │ │ │
│ │процессуальных действиях в│ │ │ │
│ │качестве специалиста или│ │ │ │
│ │эксперта, основные способы и│ │ │ │
│ │методы, применяемые при│ │ │ │
│ │проведении судебно-│ │ │ │
│ │медицинской экспертизы. │ │ │ │
│ │ Уметь: │ │ │ │
│ │ планировать, │ │ │ │
│ │анализировать и оценивать│ │ │ │
│ │качество медицинской помощи,│ │ │ │
│ │состояние здоровья населения│ │ │ │
│ │и влияние на него факторов│ │ │ │
│ │окружающей и│ │ │ │
│ │производственной среды; │ │ │ │
│ │ участвовать в организации│ │ │ │
│ │и оказании лечебно-│ │ │ │
│ │профилактической и│ │ │ │
│ │санитарно- │ │ │ │
│ │противоэпидемической помощи│ │ │ │
│ │населению с учетом его│ │ │ │
│ │социально-профессиональной │ │ │ │
│ │(включая профессиональные│ │ │ │
│ │занятия спортом) и│ │ │ │
│ │возрастно-половой структуры;│ │ │ │
│ │ выполнять │ │ │ │
│ │профилактические, │ │ │ │
│ │гигиенические и│ │ │ │
│ │противоэпидемические │ │ │ │
│ │мероприятия; │ │ │ │
│ │ проводить экологическую│ │ │ │
│ │экспертизу и экологическое│ │ │ │
│ │прогнозирование деятельности│ │ │ │
│ │человека; │ │ │ │
│ │ определить статус│ │ │ │
│ │пациента: собрать анамнез,│ │ │ │
│ │провести опрос пациента│ │ │ │
│ │и/или его родственников,│ │ │ │
│ │провести физикальное│ │ │ │
│ │обследование пациента│ │ │ │
│ │(осмотр, пальпация,│ │ │ │
│ │аускультация, измерение│ │ │ │
│ │артериального давления,│ │ │ │
│ │определение свойств│ │ │ │
│ │артериального пульса и│ │ │ │
│ │т.п.); оценить состояние│ │ │ │
│ │пациента для принятия│ │ │ │
│ │решения о необходимости│ │ │ │
│ │оказания ему медицинской│ │ │ │
│ │помощи; провести первичное│ │ │ │
│ │обследование систем и│ │ │ │
│ │органов: нервной,│ │ │ │
│ │эндокринной, иммунной,│ │ │ │
│ │дыхательной, │ │ │ │
│ │сердечно-сосудистой, крови и│ │ │ │
│ │кроветворных органов,│ │ │ │
│ │пищеварительной, │ │ │ │
│ │мочевыделительной, │ │ │ │
│ │репродуктивной, костно-│ │ │ │
│ │мышечной и суставов, глаза,│ │ │ │
│ │уха, горла, носа; │ │ │ │
│ │ установить приоритеты для│ │ │ │
│ │решения проблем здоровья│ │ │ │
│ │пациента: критическое│ │ │ │
│ │(терминальное) состояние,│ │ │ │
│ │состояние с болевым│ │ │ │
│ │синдромом, состояние с│ │ │ │
│ │хроническим заболеванием,│ │ │ │
│ │состояние с инфекционным│ │ │ │
│ │заболеванием, инвалидность,│ │ │ │
│ │гериатрические проблемы,│ │ │ │
│ │состояние душевнобольных│ │ │ │
│ │пациентов; │ │ │ │
│ │ оценить социальные│ │ │ │
│ │факторы, влияющие на│ │ │ │
│ │состояние физического и│ │ │ │
│ │психологического здоровья│ │ │ │
│ │пациента: культурные,│ │ │ │
│ │этнические, религиозные,│ │ │ │
│ │индивидуальные, семейные,│ │ │ │
│ │социальные факторы риска│ │ │ │
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей