Статья 5. Требования к клиринговой организации и лицу, осуществляющему функции центрального контрагента
1. Клиринговой организацией может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Клиринговая организация не вправе передавать полномочия единоличного исполнительного органа другому лицу (управляющему, управляющей организации).
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Требования, установленные настоящим Федеральным законом к клиринговой организации, распространяются на центрального контрагента.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Клиринговая организация не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению, пенсионному страхованию и формированию долгосрочных сбережений.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При совмещении клиринговой деятельности с деятельностью организатора торговли клиринговая организация не вправе осуществлять функции центрального контрагента, а также совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. При совмещении клиринговой деятельности с брокерской, дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами клиринговая организация не вправе осуществлять функции центрального контрагента.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана создать для осуществления клиринга одно или несколько отдельных структурных подразделений.
7. Центральный контрагент не вправе осуществлять расчеты по банковским счетам по обязательствам, стороной которых он является, по итогам клиринга, а в случае совмещения своей деятельности с депозитарной деятельностью также не вправе осуществлять расчеты по счетам депо по обязательствам, стороной которых он является, по итогам клиринга, если иное не установлено нормативными актами Банка России.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у клиринговой организации в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов клиринговой организации, совмещающей клиринговую деятельность с иными видами деятельности, о котором участники клиринга не были уведомлены заранее, привел к действиям клиринговой организации, нанесшим ущерб интересам участника клиринга, клиринговая организация обязана за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2015 N 403-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, обязаны составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".
11. Годовой отчет клиринговой организации (за исключением годового отчета клиринговой организации, являющейся кредитной организацией) должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность клиринговой организации, а также консолидированную финансовую отчетность клиринговой организации.
(часть 11 в ред. Федерального закона от 22.07.2024 N 198-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность клиринговой организации или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, а также консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2024 N 198-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Использование слова "клиринг", производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании иными юридическими лицами, кроме клиринговых организаций, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
13.1. Использование словосочетания "центральный контрагент", производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании иными юридическими лицами, кроме центральных контрагентов, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(часть 13.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 403-ФЗ)
14. Клиринговая организация обязана осуществлять хранение информации и документов, связанных с клирингом, и ежедневное резервное копирование такой информации в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не вправе привлекать иных лиц для осуществления своих функций, прав и исполнения своих обязанностей.
16. Клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, обязаны обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке и сроки, которые установлены Банком России.
(см. текст в предыдущей редакции)
16.1. Требования к формату, порядку и каналам передачи центральным контрагентом информации в Банк России и составу такой информации устанавливаются нормативным актом Банка России.
(часть 16.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 403-ФЗ)
17. Клиринговая организация вправе без ограничений распоряжаться собственным имуществом, в том числе совершать сделки с ценными бумагами и заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.
18. Клиринговая организация вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
19. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, допущенных к клирингу.
20. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, вправе являться участником организованных торгов без лицензии, являющейся в соответствии с федеральным законом основанием для участия в таких торгах.
21. Клиринговая организация или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, обязаны утвердить внутренний документ по корпоративному управлению, который должен соответствовать требованиям, установленным нормативным актом Банка России. Указанный документ утверждается советом директоров (наблюдательным советом) клиринговой организации или лица, осуществляющего функции центрального контрагента.
(часть 21 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
22. Центральный контрагент вправе без распоряжения участника клиринга давать распоряжения на списание денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг со счетов участника клиринга в случае неисполнения таким участником клиринга обязательств, допущенных к клирингу.
(часть 22 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 403-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 132-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. Центральный контрагент вправе осуществлять функции оператора товарных поставок без аккредитации Банка России.
(часть 23 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 403-ФЗ)
24. Центральный контрагент не реже одного раза в два года обязан проводить операционный аудит в порядке, установленном нормативным актом Банка России.
(часть 24 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 403-ФЗ)
25. В целях хранения информации об имуществе, обязательствах центрального контрагента и их движении центральный контрагент обязан отражать все операции и сделки в базах данных на электронных носителях, позволяющих обеспечить хранение содержащейся в них информации не менее чем десять лет с даты включения информации в базы данных и обеспечивать возможность доступа к такой информации по состоянию на каждый операционный день. Порядок создания, ведения и хранения баз данных, содержащих такую информацию, устанавливается Банком России.
(часть 25 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 403-ФЗ)
26. Обеспечение хранения информации, содержащейся в базах данных, ведение которых предусмотрено настоящей статьей, осуществляется также путем создания их резервных копий.
(часть 26 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 403-ФЗ)
27. Банк России вправе направить в центральный контрагент требование о создании и передаче на хранение в Банк России резервных копий баз данных, ведение которых предусмотрено настоящей статьей.
(часть 27 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 403-ФЗ)
Ст. 5. Требования к клиринговой организации и лицу, осуществляющему функции центрального контрагента
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей