2.1. Тяжелое машиностроение как совокупность подотраслей

Традиционно в состав тяжелого машиностроения включается металлургическое, горнорудное, угольное, подъемно-транспортное машиностроение, вагоно-, тепловозо- и дизелестроение. По ряду указанных подотраслей разработаны государственные стратегические документы развития. Например, приказом Минпромэнерго России от 18 сентября 2007 года N 391 на основании поручения Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года N СИ-П9-4082 утверждена "Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года", которая включает вопросы, связанные с вагоно- и тепловозостроением.

Вопросы разработки крупных дизельных двигателей также охвачены существующими документами. В части двигателей для тепловозов это уже упомянутая "Стратегия развития транспортного машиностроения...", а в части судовых дизелей - "Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" (утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 354).

Для определения и анализа состояния тяжелого машиностроения, как отрасли, действующие классификаторы слабо применимы. Например, строки классификатора ОКВЭД, имеющие отношение к тяжелому машиностроению, включают в себя:

- 29.22 производство подъемно-транспортного оборудования;

- 29.51 производство машин и оборудования для металлургии;

- 29.52 производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства.

При этом и ОКВЭД, и другие классификаторы (ОКП, ТНВЭД) не выделяют именно тяжелое оборудование, поэтому данные официальной статистики зачастую не позволяют точно выделить необходимые показатели при анализе отрасли. Кроме того, данные классификаторов ОКВЭД, ОКП и ТНВЭД применительно к тяжелому машиностроению невозможно сравнивать между собой, поскольку они описывают несовпадающие сектора машиностроения.

Для определенности выделения отрасли сформирован перечень тяжелого оборудования, однозначно определяемого как продукция тяжелого машиностроения. Соответственно под отраслью тяжелого машиностроения в данном документе рассматривается совокупность организаций, осуществляющих разработку, проектирование, изготовление, а также ремонтное и сервисное обслуживание промышленной продукции из указанного перечня.