6. Экспорт и импорт продукции тяжелого машиностроения

Данные по экспорту и импорту продукции тяжелого машиностроения показаны на графиках (Рис. 6.1, рис. 6.4).

Рис. 6.1. Экспорт и импорт металлургического оборудования

(не приводится)

Рис. 6.2. Экспорт и импорт горнодобывающего оборудования

(не приводится)

Рис. 6.3. Экспорт и импорт подъемно-транспортного

оборудования (не приводится)

Рис. 6.4. Экспорт и импорт нефтегазового оборудования

(не приводится)

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в последние годы в секторах экономики, потребляющих продукцию тяжелого машиностроения, шел ускоряющийся инвестиционный процесс. Это привело к росту объемов импорта с 2003 по 2008 год в 8,5 раза - с $1 082,12 млн. до $9 255,8 млн. ($5 425,2 млн. в 2007 году).

Рост импорта частично объясняется удорожанием металлов, произошедшим за последние 5 лет, поскольку продукция тяжелого машиностроения характеризуется высокой металлоемкостью. В натуральных показателях импорт вырос с 2003 по 2007 год в 3,5 раза - со 191 тыс. тонн до 669 тыс. тонн.

Объем экспорта продукции тяжелого машиностроения из России за 2003 - 2008 год вырос в 5,4 раза - с $207,3 млн. до $1131,8 млн. При этом в натуральном выражении за период 2003 - 2007 годы рост составил 1,45 раза - с 85 тыс. тонн до 124 тыс. тонн.

В целом по продукции тяжелого машиностроения превышение импорта над экспортом в денежном выражении составило в 2003 году 5,2 раза, в 2007 году - 8,3 раза, в 2008 году - 8,2 раза. В натуральном выражении этот же показатель составил в 2003 году 2,2 раза, в 2007 - 5,4 раза.

Таким образом, за последние годы российские предприятия тяжелого машиностроения стремительно теряли свои позиции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В соответствии с перечнем тяжелого оборудования формируются показатели российского и мирового рынка продукции тяжелого машиностроения без учета сервисных и ремонтных работ (Табл. 6.1).