1. Введение. Общие положения и цель стратегии

Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 24 июля 2008 г. N ВП-П9-13пр, пункт 8), пункта 3 протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам развития металлургического комплекса от 15 июля 2010 г. N 2, пункта 11 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина от 2 июля 2010 г. N ИС-П9-22пр. В соответствии с поручением Стратегия предусматривает обеспечение перспективных потребностей горно-металлургического комплекса, в т.ч. развитие металлургического машиностроения, как базовой составляющей тяжелого машиностроения.

Определяя цель Стратегии, следует иметь в виду роль отраслей-потребителей тяжелого оборудования для российской экономики.

Настоящая Стратегия согласована по основным параметрам (в т.ч. по производству основной номенклатуры машин и оборудования) с утвержденными стратегиями развития отраслей-потребителей продукции тяжелого машиностроения: "Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года" (утвержденной приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 г. N 150); "Энергетической стратегией России на период до 2030 года" (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р) и др. На основе "Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года" выполнены прогнозные оценки потребности горно-металлургического комплекса в оборудовании.

Так, хотя вклад тяжелого машиностроения в ВВП составил в 2009 году лишь 1,2%, потребители продукции тяжелого машиностроения (нефтегазовый комплекс, металлургия и горнодобывающий комплекс) обеспечивают свыше 80% поступлений в бюджет. В структуре экспорта Российской Федерации за 2009 год продукция перечисленных отраслей занимает 81%. Иными словами, сырьевые отрасли играют ведущую роль в российской экономике и на горизонте до 2020 года указанные соотношения не могут кардинально измениться.

Функционирование сырьевых отраслей в значительной мере зависит от тяжелого оборудования, а затраты на приобретение, обслуживание и эксплуатацию тяжелого оборудования занимают около трети всех затрат сырьевых отраслей. Таким образом, тяжелое машиностроение в большой степени определяет эффективность базовых отраслей народного хозяйства.

Мировой рынок, как и российский, характеризуется очень ограниченным количеством производителей, причем по ряду номенклатуры их буквально единицы. В случае полной деградации российского тяжелого машиностроения степень монополизма на рынке резко возрастет, что неизбежно приведет к повышению стоимости приобретения и обслуживания основных фондов сырьевых отраслей на десятки процентов. Это нанесет серьезный удар по эффективности работы сырьевых отраслей, то есть по внешнеторговому балансу, по бюджетным поступлениям, фактически - по российской экономике в целом. Данная стратегия направлена на недопущение такого развития событий.

Цель стратегии: сохранение и развитие российского тяжелого машиностроения, обеспечивающего средствами производства отрасли, занятые в добыче и первых переделах полезных ископаемых.

Для достижения указанной цели необходимо повышение конкурентоспособности российского тяжелого машиностроения путем:

- реализации временных антикризисных мер поддержки;

- временной таможенной защиты внутреннего рынка на период технического перевооружения, направленной на восстановление ценовой конкурентоспособности российских предприятий тяжелого машиностроения;

- стимулирования процессов глубокого технического перевооружения и модернизации производства, направленного на снижение производственных издержек, сокращение сроков изготовления продукции и повышение ее качества;

- стимулирования отраслевых НИОКР и/или приобретения ключевых "ноу-хау" для разработки и освоения производства новых современных образов продукции, что позволит не только укрепить позиции российских предприятий на внутреннем рынке, но и значительно расширить присутствие на внешних рынках.

Количественные индикаторы достижения цели приведены в Табл. 1.1.