Приложение

Утверждены

Приказом Министерства

образования и науки

Российской Федерации

от 26 ноября 2010 г. N 1241

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373

1. Пункт 16 изложить в следующей редакции:

"16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8) программа коррекционной работы <*>;

--------------------------------

<*> Данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья.

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.".

2. Пункт 17 дополнить абзацами следующего содержания:

"Реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

внеурочная деятельность.".

3. Пункт 19.3 изложить в следующей редакции:

"19.3. Учебный план начального общего образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования <*>, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

--------------------------------

<*> Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:

┌────┬────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ N │ Предметные │ Основные задачи реализации содержания │

│п/п │ области │ │

├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│ 1 │Филология │Формирование первоначальных представлений о │

│ │ │единстве и многообразии языкового и культурного │

│ │ │пространства России, о языке как основе │

│ │ │национального самосознания. Развитие диалогической │

│ │ │и монологической устной и письменной речи, │

│ │ │коммуникативных умений, нравственных и эстетических│

│ │ │чувств, способностей к творческой деятельности │

├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│ 2 │Математика и │Развитие математической речи, логического и │

│ │информатика │алгоритмического мышления, воображения, обеспечение│

│ │ │первоначальных представлений о компьютерной │

│ │ │грамотности │

├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│ 3 │Обществознание и│Формирование уважительного отношения к семье, │

│ │естествознание │населенному пункту, региону, России, истории, │

│ │(Окружающий мир)│культуре, природе нашей страны, ее современной │

│ │ │жизни. Осознание ценности, целостности и │

│ │ │многообразия окружающего мира, своего места в нем. │

│ │ │Формирование модели безопасного поведения в │

│ │ │условиях повседневной жизни и в различных опасных и│

│ │ │чрезвычайных ситуациях. Формирование │

│ │ │психологической культуры и компетенции для │

│ │ │обеспечения эффективного и безопасного │

│ │ │взаимодействия в социуме │

├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│ 4 │Основы духовно- │Воспитание способности к духовному развитию, │

│ │нравственной │нравственному самосовершенствованию. Формирование │

│ │культуры народов│первоначальных представлений о светской этике, об │

│ │России │отечественных традиционных религиях, их роли в │

│ │ │культуре, истории и современности России │

├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│ 5 │Искусство │Развитие способностей к художественно-образному, │

│ │ │эмоционально-ценностному восприятию произведений │

│ │ │изобразительного и музыкального искусства, │

│ │ │выражению в творческих работах своего отношения к │

│ │ │окружающему миру │

├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│ 6 │Технология │Формирование опыта как основы обучения и познания, │

│ │ │осуществление поисково-аналитической деятельности │

│ │ │для практического решения прикладных задач с │

│ │ │использованием знаний, полученных при изучении │

│ │ │других учебных предметов, формирование │

│ │ │первоначального опыта практической │

│ │ │преобразовательной деятельности │

├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│ 7 │Физическая │Укрепление здоровья, содействие гармоничному │

│ │культура │физическому, нравственному и социальному развитию, │

│ │ │успешному обучению, формирование первоначальных │

│ │ │умений саморегуляции средствами физической │

│ │ │культуры. Формирование установки на сохранение и │

│ │ │укрепление здоровья, навыков здорового и │

│ │ │безопасного образа жизни │

└────┴────────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.".