Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2002 N КАС02-573 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.09.2002 N ГКПИ02-799, которым была оставлена без удовлетворения жалоба о признании незаконной Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утв. Приказом ФСНП РФ от 25.06.2001 N 285>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В., Ермилова В.М.,
с участием прокурора: Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 октября 2002 г. гражданское дело по жалобам Ф. и СП ООО <...> на Инструкцию о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утвержденной Приказом директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 25 июня 2001 года N 285 по кассационной жалобе заявителей на решение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2002 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения Ф., ее представителя Б., адвокатов Родионовой И.В. и Чернышева Ю.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ФСНП России Х., возражавшего против кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
Приказом директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 25 июня 2001 года N 285 утверждена Инструкция о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции.
Ф. от своего имени и от имени совместного предприятия общества с ограниченной ответственностью <...> (президентом которого она является) обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой на данную Инструкцию, ссылаясь на несоответствие ее закону и нарушение прав и законных интересов предприятия действием этого нормативного акта.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Как правильно указал суд в своем решении, оспоренная Инструкция издана Федеральной службой налоговой полиции в пределах предоставленных ей Положением о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 года N 1272.
Согласно п/п 5 п. 2 ст. 36 Налогового кодекса РФ органы Федеральной службы налоговой полиции полномочны при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления; производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации; по результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого органами налоговой полиции принимается соответствующее решение.
В соответствии с указанным выше Положением о Федеральной службе налоговой полиции РФ эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительные функции в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, защиты ее экономических интересов и непосредственно реализующим основные направления деятельности федеральных органов налоговой полиции.
Проводимые органами налоговой полиции в соответствии с п/п 5 п. 2 ст. 36 Налогового кодекса РФ проверки включают собой и проверку документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе и документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы и произведенные им расходы, органы налоговой полиции вправе проводить в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством.
Федеральные органы налоговой полиции наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность (с проведением соответствующих проверок) и Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".
В частности, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 приведенного Закона основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
С учетом изложенных положений действующего законодательства суд пришел к правильным выводам о том, что органы налоговой полиции вправе проводить проверки налогоплательщиков в соответствии с действующим законодательством и что налоговая полиция не является налоговым органом.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: часть первая Налогового кодекса РФ от 31.07.1998, имеет номер 146-ФЗ, а не 147-ФЗ.
Обоснованно указал суд в своем решении и на то, что оспоренная Инструкция соответствует нормам части первой Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ, являющегося действующим и в настоящее время.
В решении суда изложены оспариваемые положения Инструкции и приведены нормы Закона, которым эти положения соответствуют.
В настоящей кассационной жалобе выводы Верховного Суда РФ о соответствии конкретных пунктов Инструкции федеральным законам, Указу Президента РФ от 25 сентября 1999 г. N 1272 (утвердившему Положение о Федеральной службе налоговой полиции РФ) и Постановлению Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 года N 4991-1 (утвердившему Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации) не оспариваются.
Довод в кассационной жалобе о том, что оспоренная Инструкция не содержит положений о необходимости руководствоваться требованиями Конституции РФ и всеми другими федеральными законами при проведении органами налоговой полиции проверок, не может служить основанием для отмены судебного решения и признания Инструкции незаконной, поскольку необходимость соблюдения органами налоговой полиции (как и любыми другими органами исполнительной власти) требований Конституции РФ и других федеральных законов безусловна и предписана как самой Конституцией РФ, так и федеральными законами.
Кроме того, суд не наделен полномочиями вмешиваться в нормотворческий процесс органов исполнительной власти.
Заявитель Ф. в кассационной жалобе также утверждает, что при осуществлении своих полномочий органы налоговой полиции Сахалинской области допускали в отношении ее нарушения конституционных прав и законных интересов.
Однако фактические действия органов исполнительной власти Ф. вправе оспорить в судебном порядке, и эти обстоятельства сами по себе не могут свидетельствовать о незаконности положений Инструкции.
Несостоятелен и довод в кассационной жалобе о нарушении Верховным Судом РФ подведомственности настоящей жалобы судам общей юрисдикции (заявитель утверждает, что ее жалоба подлежала рассмотрению арбитражным судом).
В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают, в частности, дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Федеральный закон, который бы определил подсудность настоящего дела арбитражному суду, отсутствует. Федеральная служба налоговой полиции РФ, как это отмечено выше, не является налоговым органом.
Ссылка в кассационной жалобе (изложенной в виде телеграммы) о несоответствии конкретных положений Инструкции нормам УПК РФ (в части сроков проведения проверок и др.) несостоятельна, поскольку проверки налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции хотя и должны производиться с учетом уголовно-процессуальным законодательством, однако в первую очередь порядок их производства должен соответствовать требованиям Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", так как ФСНП России является органом, осуществляющим именно оперативно-розыскную деятельность, который вправе согласно ст. ст. 4 и 10 этого Закона издавать в соответствии с законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и с установлением сроков проведения проверок.
Согласно оспоренной инструкции производство процессуальных действий в рамках проверки налогоплательщика федеральными органами налоговой полиции не допускается.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителей - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
В.М.ЕРМИЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей