Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Решение Верховного Суда РФ от 30.05.2003 N ГКПИ03-476 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично незаконным абзаца 2 пункта 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 мая 2003 г. N ГКПИ03-476

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - Судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре Н.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании частично незаконным абзаца 2 пункта 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335,

установил:

Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным последнего абзаца пункта 7 Постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" в части слов: "проживания граждан в общежитиях", "д".

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству, изданы с превышением полномочий Правительства РФ и ограничивают право граждан на постановку на учет и предоставление жилых помещений дополнительным условием - сроком проживания в общежитии, что допустимо только на основании федерального закона.

Заявитель Д. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Д.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы правомочным органом и не нарушают жилищные права граждан.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Правительства РФ Д.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Совет Министров РСФСР Постановлением от 31 июля 1984 г. N 335 утвердил Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.1992 N 34, от 23.07.1993 N 726, от 28.02.1996 N 199).

Согласно абзацу 2 пункта 7 Примерных правил в правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утверждаемых Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, с учетом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях и на условиях поднайма либо найма жилых помещений в случаях, указанных в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта, а также могут быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В статье 29 Жилищного кодекса РСФСР названы основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности, согласно пункту 5 части 1 настоящей статьи, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.

Установленное пунктом 5 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР основание признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий воспроизведено в подпункте "д" пункта 7 Примерных правил.

Предусмотренное абзацем 2 пункта 7 Примерных правил положение о возможности установления в правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с учетом местных условий продолжительности проживания граждан в общежитиях, указанных в подпункте "д" настоящего пункта, не относится к основаниям признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Право граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение жилого помещения законодателем обусловлено постоянным проживанием в конкретном населенном пункте.

Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР изданы до вступления в силу Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., содержащей положения о разграничении предметов ведения между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.

Согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" возлагает на органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязанность по обеспечению прав граждан на жилище, в том числе по осуществлению учета, установлению порядка распределения и предоставления гражданам жилых помещений.

В оспариваемом нормативном правовом акте не определен срок проживания граждан в общежитиях для решения вопроса о приеме на учет по улучшению жилищных условий.

Устанавливаемый субъектом Российской Федерации срок проживания в общежитии - это не основание для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а лишь условие возникновения у граждан права на получение жилого помещения, что вытекает из содержания статьи 28 Жилищного кодекса РСФСР.

Конституционный Суд РФ в определении от 9 апреля 2002 г. N 123-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова А.Я. на нарушение его конституционных прав положениями части 2 статьи 11 Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" отметил, что конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в законодательных нормах.

Регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила.

Введение условия о продолжительности проживания граждан в общежитиях направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как ограничение прав граждан на получение жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда.

В статье 29 Жилищного Кодекса РСФСР названы основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законом и принятие их на учет по улучшению жилищных условий в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, порождает у них право на получение жилого помещения.

С учетом изложенного, доводы заявителя о том, что положения абз. 2 пункта 7 Примерных правил противоречат статье 29 Жилищного кодекса РСФСР, являются несостоятельными.

Представитель Правительства РФ Д.Н. пояснила суду, что Примерные правила утверждены правомочным органом, т.к. согласно Конституции РСФСР, введенной в действие с 12 апреля 1978 г., Совет Министров РСФСР издавал постановления и распоряжения на основе и во исполнение законодательства СССР и РСФСР.

Статьей 49 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы правомочным органом государственной власти и не нарушают права граждан на жилище, заявление Д. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Д. о признании частично незаконным абзаца 2 пункта 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ