Решение Верховного Суда РФ от 25.02.2011 N ГКПИ11-126 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 февраля 2011 г. N ГКПИ11-126

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующим федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее - Федеральный перечень),

установил:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, который предусматривает, какие реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги предоставляются инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Гражданин Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим данного Федерального перечня.

Как указывает заявитель, разделы "Реабилитационные мероприятия", "Технические средства реабилитации" Федерального перечня противоречат статье 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку в разделе "Реабилитационные мероприятия" отсутствуют физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт, а в разделе "Технические средства реабилитации" - средства реабилитации, позволяющие реализовать занятия спортом, в частности спортивные автомобили, лодки, сани, дельтапланы, лыжи, теннисные столы, шахматные доски, биатлонные ружья и другое, вследствие чего нарушаются права инвалидов на реабилитацию.

Б. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 3 февраля 2011 г. N ВВ-П12-557).

Представитель Правительства Российской Федерации Е. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемое заявителем распоряжение издано Правительством Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов во исполнение предписаний федерального законодателя и не нарушает права инвалидов.

Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации Е., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации распоряжением от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвердило федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Данный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 11 января 2006 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 4, 23 января 2006 г.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под реабилитацией инвалидов понимает систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов (статья 9).

Государство согласно названному Федеральному закону гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Отсутствие в Федеральном перечне физкультурно-оздоровительных мероприятий не означает, что такие мероприятия в отношении инвалидов не должны проводиться.

Статья 11 Федерального закона предусматривает разработку индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Устанавливая правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предусматривает, что физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях (статья 31).

Доводы заявителя о том, что в нарушение требований Конвенции о правах инвалида Правительство Российской Федерации самоустранилось от принятия эффективных и надлежащих мер к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни, являются несостоятельными.

Конвенция о правах инвалидов, принятая в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подписана Россией 24 сентября 2008 г. На территории Российской Федерации правила названной Конвенции не применяются, поскольку она не ратифицирована в установленном порядке.

Оспариваемые заявителем положения распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р не носят нормативного характера и не нарушают право инвалидов на полноценную и эффективную реабилитацию.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 258 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б. о признании частично недействующим федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течении 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ