Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы.

II. Показатели оценки социально-экономического эффекта хода реализации Программы

II. Показатели оценки социально-экономического эффекта хода

реализации Программы

В самом общем случае под эффектом понимается результат деятельности безотносительно к тому, какими усилиями он достигнут.

С учетом этого под социально-экономическим эффектом от реализации Программы понимается результат общественно-экономического характера от реализации всего комплекса мероприятий, предусмотренных Программой. В данном случае рассматривается влияние модернизации образования на качество жизни (уровень потребления материальных и социальных благ, оцениваемый главным образом объемом валового внутреннего продукта на душу населения и уровнем социальной стабильности общества), на конкурентоспособность государства.

Социально-экономический эффект хода реализации Программы определяется на конкретный момент времени. Под социально-экономическим эффектом хода реализации Программы на определенный момент времени понимается результат общественно-экономического характера от реализации проведенных к данному моменту времени мероприятий. Он является функцией времени и представляется в виде хронологической последовательности результатов от реализации мероприятий, определенных через установленные интервалы времени. Учитывая, что заложенные в Программе показатели и индикаторы определены по годам планового периода, а также принимая во внимание сложившуюся в стране систему статистической отчетности, в настоящей методике оценку социально-экономического эффекта хода реализации Программы рекомендуется проводить в годовом срезе.

Социально-экономический эффект хода реализации Программы определяется кумулятивным (нарастающим) итогом и на момент окончания Программы соответствует социально-экономическому эффекту от ее реализации.

Необходимо различать плановый и фактический социально-экономический эффект от реализации Программы, а также плановый и фактический социально-экономический эффект хода реализации Программы. Плановые показатели социально-экономического эффекта рассчитываются на основе плановых характеристик состояния системы образования, а фактические показатели - на основе фактически достигнутых характеристик.

Существенное многообразие направлений развития образования, разноаспектность его влияния на социальные и экономические стороны жизни общества, значительная номенклатура показателей, характеризующих состояние системы образования и отражающих его влияние на общество, обусловливают необходимость сведения множества частных показателей к единому интегральному показателю.

Сведение всех социально-экономических аспектов Программы к единому интегральному показателю (W) проводится с учетом весовых коэффициентов учитываемых факторов. Вместе с тем сведение множества разноаспектных частных показателей к единому показателю приводит к тому, что абсолютная величина интегрального показателя не имеет ясного физического смысла. Представление о социально-экономическом эффекте Программы и ходе ее реализации может быть получено только на основе относительных показателей.

Оценка хода модернизации образования может проводиться с разной целью и в разном объеме, что определяет и разнообразие используемых для этого показателей.