Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Постановление Пленума ВАС РФ от 17.09.1992 N 13 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности"

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 1992 г. N 13

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ,

СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О

СОБСТВЕННОСТИ

В целях обеспечения единообразия судебно-арбитражной практики Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 30 Закона РСФСР "Об арбитражном суде" постановляет: дать арбитражным судам следующие разъяснения:

1. При рассмотрении споров исходить из того, что согласно Закону РСФСР "О собственности в РСФСР" имущество, приобретенное юридическими лицами по основаниям, не противоречащим Закону, принадлежит им на праве собственности (хозяйственные общества и товарищества, кооперативы и иные предприятия, созданные в качестве собственников), либо на праве полного хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия, а также иные предприятия, созданные собственником).

На праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления соответствующим предприятиям (учреждениям) принадлежит имущество, переданное им создавшим их собственником, если из законодательных актов, договора собственника с предприятием (учреждением) или из характера их взаимоотношений с собственником не вытекает, что имущество предоставлено им собственником временно с условием последующего возврата собственнику, либо для передачи другому лицу, либо для иных целей, не связанных с закреплением за предприятием, учреждением данного имущества на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

2. В соответствии с частью первой п. 2 ст. 5 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" собственник может закрепить принадлежащее ему имущество за созданным им предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

Согласно п. 1 ст. 24 названного Закона имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за государственным или муниципальным предприятием, принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения.

При разрешении споров, связанных с приобретением и осуществлением предприятиями права полного хозяйственного ведения, его прекращением и защитой, следует исходить из того, что к праву полного хозяйственного ведения применяются соответствующие правила о праве собственности, если законодательными актами или договором предприятия с собственником не предусмотрено иное (часть вторая п. 2 ст. 5 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР").

Поскольку закон устанавливает принцип специальной (целевой) правоспособности юридических лиц, действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены, прежде всего, задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества. Поэтому в тех случаях, когда действия предприятия приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению (отчуждение или предоставление в долгосрочное пользование другим лицам) и ограничению возможностей предприятия в выполнении уставных задач, соответствующие сделки могут быть признаны недействительными по иску собственника либо уполномоченного им органа.

Сделки, влекущие приватизацию государственного (муниципального) имущества и совершенные государственными (муниципальными) предприятиями с нарушением установленного законодательством о приватизации порядка, должны признаваться недействительными.

При разрешении таких споров следует учитывать, что в соответствии с частью первой ст. 1 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" под приватизацией понимается, в частности, приобретение в частную собственность оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов как ликвидированных, так и действующих предприятий.

3. Разногласия, возникающие между собственником и предприятием при заключении договора о передаче имущества предприятию, могут рассматриваться арбитражным судом лишь в случае, если достигнуто соглашение о передаче спора в арбитражный суд. Разногласия по условию о размере доли прибыли собственника от использования имущества, переданного предприятию, разрешаются арбитражным судом независимо от наличия соглашения сторон (п. 2 ст. 5 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР").

4. Согласно п. 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" правами распоряжения государственным имуществом на территории Российской Федерации обладают исключительно: Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом - в отношении федеральной собственности (по согласованию с министерствами и ведомствами Российской Федерации); комитеты по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга - в отношении объектов, находящихся в государственной собственности указанных административных территорий.

Следует, однако, учитывать, что в соответствии с Законом РСФСР "О собственности в РСФСР" комитеты по управлению имуществом как органы, уполномоченные собственником, могут распоряжаться имуществом, закрепленным за государственным или муниципальным предприятием на праве полного хозяйственного ведения, лишь в пределах прав, предоставленных законом или договором предприятия с собственником (п. 2 ст. 5).

При разрешении споров следует иметь ввиду, что согласно п. 2 ст. 5 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" собственник или уполномоченный им орган осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью вверенного предприятию имущества.

В случае, если собственником или органом, уполномоченным собственником будет установлено, что государственным или муниципальным предприятием не обеспечивается эффективное использование либо сохранность переданного ему имущества Госкомимущество Российской Федерации или соответствующие комитеты по управлению имуществом вправе: ставить и решать в установленном порядке вопрос о замене руководителей предприятия, расторжении либо пересмотра заключенного с ним контракта; вносить в установленном порядке в договор на передачу имущества изменения, ограничивающие право предприятия на распоряжение государственным либо муниципальным имуществом; реорганизовывать либо ликвидировать предприятие в порядке, установленном ст. 37 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Поэтому при разрешении споров необходимо исходить из того, что за пределами предоставленных полномочий комитеты по управлению имуществом не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за государственным и муниципальным предприятием на праве полного хозяйственного ведения, без их согласия.

5. Арбитражный суд рассматривает на общих основаниях спор между предприятиями и организациями о признании права на помещения в здании, находящемся на балансе одного предприятия, возведенном за счет централизованных источников финансирования или на долевых началах несколькими предприятиями и организациями и предназначенном для их размещения либо имевшем иное целевое назначение.

При разрешении споров следует учитывать, что факт нахождения имущества на балансе одного предприятия не является основанием для признания балансодержателя единственным законным владельцем помещений, которые ранее были предоставлены другим предприятиям и организациям в установленном порядке.

Арбитражный суд при разрешении спора дает оценку по существу всем представленным документам, в том числе решениям комитетов по управлению имуществом о принадлежности спорного помещения тому или иному предприятию или организации.

6. Имущество государственных или муниципальных организаций, а также иных учреждений, финансируемых за счет средств собственника, находится в оперативном управлении указанных учреждений.

Необходимо иметь ввиду, что в силу п. 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 Госкомимущество Российской Федерации вправе распоряжаться имуществом организаций (учреждений), относящихся к объектам федеральной собственности, лишь по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 5 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" учреждения и организации - субъекты права оперативного управления закрепленным за ним имуществом, осуществляющие с согласия собственника предпринимательскую деятельность, приобретают право на самостоятельное распоряжение доходами от такой деятельности и имуществом, приобретенным за счет этих доходов.

Поэтому при разрешении споров следует исходить из того, что имущество, приобретенное государственными и муниципальными учреждениями и организациями на доходы, полученные от разрешенной собственником предпринимательской деятельности, не может быть изъято у них по решениям комитетов по управлению имуществом или других государственных и муниципальных органов.

7. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР" от 11 октября 1991 г. N 1737-1 органам государственной власти и управления Российской Федерации запрещено делегировать любым, в том числе региональным, межотраслевым и межреспубликанским союзам, ассоциациям, концернам, корпорациям, холдингам и другим объединениям предприятий полномочия по управлению государственным имуществом и финансировать их деятельность.

В соответствии со ст. 13 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и названным постановлением концерны, ассоциации, корпорации и другие объединения не вправе осуществлять властные функции по отношению к входящим в эти объединения предприятия, в том числе распоряжаться их имуществом, учреждать, реорганизовывать и ликвидировать государственные предприятия.

В связи с этим при разрешении споров акты концернов, ассоциаций, корпораций и других объединений по распоряжению имуществом входящих в их состав предприятий должны признаваться недействительными.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1737-1 концернам, ассоциациям, корпорациям и другим объединениям запрещено выступать арендодателем государственных предприятий. Арендодателями по договорам аренды государственных предприятий с организациями арендаторов должны выступать Госкомимущество Российской Федерации или соответствующие комитеты по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

При разрешении споров следует иметь ввиду, что заключенные после 11 октября 1991 года договоры аренды, в которых в качестве арендодателей государственных предприятий выступают объединения, должны признаваться недействительными.

8. Исходя из содержания ст.ст. 15 и 18 Основ законодательства об аренде вмешательство органов государственного управления в хозяйственную деятельность арендных предприятий не допускается. В связи с этим комитеты по управлению имуществом не вправе изымать имущество у арендных предприятий.

Арендные предприятия до истечения срока или расторжения договоров аренды не могут включаться в перечень государственных и муниципальных предприятий, подлежащих приватизации, за исключением случаев, когда общим собранием (конференцией) трудового коллектива принято решение о преобразовании арендного предприятия в акционерное общество открытого типа. Если арендное предприятие включено в такой перечень, оно вправе обратиться с иском о признании недействительным решения органа государственного управления, утвердившего перечень либо принявшего решение о приватизации арендного предприятия, в арбитражный суд.

9. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия в случаях, когда соответствующее условие имеется в договоре аренды, заключенном до вступления в силу Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (17 июля 1991 г. ), осуществляется в порядке и сроки, установленные договором аренды. Решения органов государственного управления, обязывающие арендные предприятия в этих случаях принимать участие в конкурсах или аукционах на общих основаниях, должны признаваться недействительными.

10. Законом РСФСР "О собственности в РСФСР" (п. 4 ст. 8) установлено, что бесспорное взыскание задолженности по обязательствам собственников перед государством, в том числе по платежам в бюджет, допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

При несогласии с решением о бесспорном взыскании задолженности по обязательствам собственников перед государством собственник вправе обратиться в арбитражный суд.

При рассмотрении требований собственника связанных с нарушением порядка списания задолженности, в частности, в случаях, когда у собственника фактически удержаны суммы, которые в соответствии с законодательством могли быть взысканы только в претензионно-исковом, а не в бесспорном порядке, следует иметь в виду, что такие требования подлежат удовлетворению, а соответствующие суммы возврату собственникам. Решения о возврате собственникам сумм, списанных с них в бесспорном порядке, должны приниматься без оценки обстоятельств, послуживших основанием для списания этих сумм.

11. Согласно п.п. 1 и 5 ст. 30 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" собственник имеет право истребовать имущество из чужого незаконного владения. Это право принадлежит также лицу, владеющему имуществом на праве полного хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Законом или договором. Указанному лицу предоставлено также право на защиту его владения против собственника.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Кроме того, собственник вправе предъявить иск о признании права собственности (ст. 6 ГК РСФСР).

Споры по таким искам должны рассматриваться арбитражными судами в соответствии с подсудностью, установленной ч. I ст. 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Высшего арбитражного суда

Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ

Секретарь Пленума, судья

Высшего арбитражного суда

Российской Федерации

А.М.ХАЧИКЯН