Таблица 2. Структура ООП подготовки специалиста
Структура ООП подготовки специалиста
┌────┬────────────────────────────────┬─────────┬──────────────┬──────────┐
│Код │ Учебные циклы и проектируемые │Трудоем- │ Перечень │Коды фор- │
│ УЦ │ результаты их освоения │кость │дисциплин для │мируемых │
│ООП │ │(зачетные│ разработки │компетен- │
│ │ │единицы) │ примерных │ций │
│ │ │<*> │ программ, │ │
│ │ │ │ учебников и │ │
│ │ │ │ учебных │ │
│ │ │ │ пособий │ │
├────┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│С.1 │Гуманитарный, социальный и │ 35 │ │ │
│ │экономический цикл │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│ │Базовая часть │ 31 │История │ОК-1 │
│ │В результате изучения базовой │ │Философия │ОК-2 │
│ │части цикла обучающийся должен: │ │Эстетика │ОК-3 │
│ │знать: │ │Иностранный │ОК-4 │
│ │ основные этапы становления и │ │язык │ОК-5 │
│ │развития общественной формации, │ │ │ОК-6 │
│ │государства, в разные │ │ │ОК-7 │
│ │исторические эпохи; │ │ │ОК-8 │
│ │ этапы исторического развития │ │ │ОК-9 │
│ │России и роль России в истории │ │ │ОК-10 │
│ │человечества и в современном │ │ │ОК-11 │
│ │мире; │ │ │ОК-12 │
│ │ формы и типы культур, основные│ │ │ПК-2 │
│ │культурно-исторические центры и │ │ │ │
│ │регионы мира, знать историю │ │ │ │
│ │культуры России, ее место в │ │ │ │
│ │системе мировой культуры и │ │ │ │
│ │цивилизации; │ │ │ │
│ │ становление философии, │ │ │ │
│ │основные направления, школы │ │ │ │
│ │философии и этапы ее │ │ │ │
│ │исторического развития, │ │ │ │
│ │структура философского знания, │ │ │ │
│ │место и роль философии в │ │ │ │
│ │культуре; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │ выражать и обосновывать свою │ │ │ │
│ │позицию по вопросам, касающимся │ │ │ │
│ │ценностного отношения к │ │ │ │
│ │историческому прошлому; │ │ │ │
│ │ вести на иностранном языке │ │ │ │
│ │беседу-диалог общего характера и│ │ │ │
│ │по специальности, соблюдая │ │ │ │
│ │правила речевого этикета, читать│ │ │ │
│ │литературу на иностранном языке │ │ │ │
│ │с целью поиска информации, │ │ │ │
│ │переводить тексты по │ │ │ │
│ │специальности со словарем; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │лексическим минимумом одного из │ │ │ │
│ │иностранных языков (1200 - 2000 │ │ │ │
│ │лексических единиц) и │ │ │ │
│ │грамматическим минимумом, │ │ │ │
│ │включающим грамматические │ │ │ │
│ │структуры, необходимые для │ │ │ │
│ │овладения устными и письменными │ │ │ │
│ │формами общения. │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│ │Вариативная часть │ 4 │ │ │
│ │(знания, умения, навыки │ │ │ │
│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│С.2 │Общепрофессиональный цикл │ 48 │ │ │
│ ├────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│ │Базовая часть │ 44 │История │ПК-1 │
│ │В результате изучения дисциплин │ │искусств │ПК-2 │
│ │базовой части цикла обучающийся │ │История музыки│ПК-3 │
│ │должен: │ │История │ПК-4 │
│ │знать: │ │музыкально- │ПК-5 │
│ │ основные исторические этапы, │ │театрального │ПК-6 │
│ │тенденции и перспективы развития│ │искусства │ПК-7 │
│ │мировой художественной культуры,│ │Сольфеджио │ПК-8 │
│ │направления и стили в сфере │ │Гармония │ │
│ │искусства, особенности │ │Анализ │ │
│ │выразительных средств и │ │музыкальной │ │
│ │художественного языка в │ │формы │ │
│ │различных видах искусства; │ │Фортепиано │ │
│ │основные художественные стили, │ │ │ │
│ │направления, методы, школы; │ │ │ │
│ │ историю отечественной и │ │ │ │
│ │зарубежной музыки XVIII - XXI │ │ │ │
│ │веков, основные этапы эволюции │ │ │ │
│ │музыкальных стилей, │ │ │ │
│ │композиторское творчество в │ │ │ │
│ │культурно-эстетическом и │ │ │ │
│ │историческом контексте, │ │ │ │
│ │направления и стили зарубежной и│ │ │ │
│ │отечественной музыки XX - XXI │ │ │ │
│ │веков, творчество зарубежных и │ │ │ │
│ │отечественных композиторов XX - │ │ │ │
│ │XXI веков; │ │ │ │
│ │ музыкальную литературу всех │ │ │ │
│ │жанров, включая выдающиеся │ │ │ │
│ │произведения оперно- │ │ │ │
│ │симфонической, вокальной, │ │ │ │
│ │хоровой и инструментальной │ │ │ │
│ │музыки, особенно в области │ │ │ │
│ │избранной специализации; │ │ │ │
│ │ принципы музыкально- │ │ │ │
│ │теоретического и │ │ │ │
│ │исполнительского анализа; │ │ │ │
│ │ законы гармонии, законы │ │ │ │
│ │формообразования; │ │ │ │
│ │ уметь: │ │ │ │
│ │ самостоятельно гармонизовать │ │ │ │
│ │мелодию; │ │ │ │
│ │ анализировать музыкальную │ │ │ │
│ │форму, анализировать на слух │ │ │ │
│ │развернутые гармонические │ │ │ │
│ │последовательности; │ │ │ │
│ │ сочинять аккомпанемент к │ │ │ │
│ │мелодии; │ │ │ │
│ │ петь по цифровке, │ │ │ │
│ │сольфеджировать сложные в │ │ │ │
│ │интонационном и ритмическом │ │ │ │
│ │отношении мелодии, │ │ │ │
│ │сольфеджировать с листа; │ │ │ │
│ │ аккомпанировать, читать с │ │ │ │
│ │листа; использовать фортепиано │ │ │ │
│ │для ознакомления с музыкальной │ │ │ │
│ │литературой и теоретического │ │ │ │
│ │анализа музыкального │ │ │ │
│ │произведения; │ │ │ │
│ │ владеть: │ │ │ │
│ │ навыками гармонического │ │ │ │
│ │анализа, целостного и детального│ │ │ │
│ │слухового анализа музыки │ │ │ │
│ │гомофонического и │ │ │ │
│ │полифонического склада; │ │ │ │
│ │ навыками определения на слух │ │ │ │
│ │конкретных гармонических │ │ │ │
│ │структур, воспроизведения по │ │ │ │
│ │памяти гармонических │ │ │ │
│ │последовательностей; │ │ │ │
│ │ навыками теоретического и │ │ │ │
│ │исполнительского анализа │ │ │ │
│ │музыкального произведения; │ │ │ │
│ │ знанием о комплексе средств │ │ │ │
│ │музыкальной выразительности в их│ │ │ │
│ │взаимосвязи: мелодика, гармония,│ │ │ │
│ │фактура, голосоведение; │ │ │ │
│ │ навыками гармонического │ │ │ │
│ │анализа, навыками │ │ │ │
│ │сольфеджирования соло и с │ │ │ │
│ │аккомпанементом, написания │ │ │ │
│ │музыкальных диктантов; │ │ │ │
│ │ навыками использования │ │ │ │
│ │музыковедческой литературы; │ │ │ │
│ │ игрой на фортепиано на уровне,│ │ │ │
│ │достаточном для решения │ │ │ │
│ │повседневных задач в творческо- │ │ │ │
│ │исполнительской и педагогической│ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │ навыками грамотного разбора │ │ │ │
│ │нотного текста, свободного │ │ │ │
│ │чтения с листа, умения │ │ │ │
│ │аккомпанировать; │ │ │ │
│ │ развитым гармоническим слухом,│ │ │ │
│ │ощущением тембрового строя и │ │ │ │
│ │устойчивой интонацией; │ │ │ │
│ │развитой музыкальной памятью и │ │ │ │
│ │образным мышлением. │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│ │Вариативная часть │ 4 │ │ │
│ │(знания, умения, навыки │ │ │ │
│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│С.3 │Профессиональный цикл │ 183 │ │ │
│ ├────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│ │В результате изучения дисциплин │ │ │ │
│ │базовой части цикла обучающийся │ │ │ │
│ │должен: │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│ │Модуль подготовки певца оперного│ 149 │ │ │
│ │или музыкального театра │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│ │знать: │ 136 │Сольное пение │ПК-9 │
│ │ основной вокальный репертуар │ │Вокальный │ПК-10 │
│ │для своего типа голоса; │ │ансамбль │ПК-11 │
│ │ особенности строения и работы │ │Актерское │ПК-12 │
│ │голосового аппарата певца, │ │мастерство │ПК-13 │
│ │акустику и психофизиологию │ │Прохождение │ПК-14 │
│ │пения; основы постановки и │ │партий │ПК-15 │
│ │гигиены голоса; │ │Класс │ПК-16 │
│ │ основные этапы развития │ │музыкального │ПК-17 │
│ │вокального искусства; │ │театра │ПК-18 │
│ │ различные композиторские │ │Актерская │ПК-19 │
│ │стили, их характеристики; │ │пластика │ПК-20 │
│ │ основные черты национальных │ │Безопасность │ПСК-1 │
│ │вокальных школ (итальянской, │ │жизнедеятель- │ПСК-2 │
│ │французской, немецкой, русской);│ │ности │ПСК-4 │
│ │ искусство выдающихся │ │ │ПСК-6 │
│ │представителей вокального │ │ │ПСК-7 │
│ │исполнительства; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │ самостоятельно анализировать │ │ │ │
│ │художественные и технические │ │ │ │
│ │особенности вокальных │ │ │ │
│ │произведений; │ │ │ │
│ │ осознавать и раскрывать │ │ │ │
│ │художественное содержание │ │ │ │
│ │музыкального произведения; │ │ │ │
│ │ прочитывать нотный текст во │ │ │ │
│ │всех его деталях и на основе │ │ │ │
│ │этого создавать собственную │ │ │ │
│ │интерпретацию музыкального │ │ │ │
│ │произведения; │ │ │ │
│ │ пользоваться гармоническим │ │ │ │
│ │слухом, развивать ощущение │ │ │ │
│ │тембрового строя и сохранять │ │ │ │
│ │устойчивость интонации; │ │ │ │
│ │ ориентироваться в ансамблевой │ │ │ │
│ │партитуре, слышать все партии в │ │ │ │
│ │ансамбле, согласовывать с │ │ │ │
│ │партнерами по ансамблю свои │ │ │ │
│ │исполнительские намерения и │ │ │ │
│ │находить совместные │ │ │ │
│ │исполнительские решения; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │ основами правильного │ │ │ │
│ │звукоизвлечения и голосоведения │ │ │ │
│ │в пределах определенного │ │ │ │
│ │диапазона, тесситуры; │ │ │ │
│ │ методикой освоения │ │ │ │
│ │интонационно-ритмических и │ │ │ │
│ │художественно-исполнительских │ │ │ │
│ │трудностей, заложенных в │ │ │ │
│ │вокальном репертуаре; │ │ │ │
│ │ элементарными основами │ │ │ │
│ │певческого дыхания, основами │ │ │ │
│ │кантилены; │ │ │ │
│ │ навыками чтения с листа │ │ │ │
│ │вокальных партий; │ │ │ │
│ │ навыками публичного │ │ │ │
│ │исполнения как отдельных │ │ │ │
│ │вокальных сочинений, так и │ │ │ │
│ │вокальных циклов; │ │ │ │
│ │ навыками актерского воплощения│ │ │ │
│ │на сцене и умения │ │ │ │
│ │концентрировать внимание │ │ │ │
│ │слушательской аудитории на │ │ │ │
│ │процессе музыкального │ │ │ │
│ │исполнения; │ │ │ │
│ │ осознанным подходом к │ │ │ │
│ │технологии голосообразования и │ │ │ │
│ │голосоведения, чистой │ │ │ │
│ │интонацией, чистотой и │ │ │ │
│ │естественностью тембра, основами│ │ │ │
│ │певческого дыхания, основами │ │ │ │
│ │кантилены, отчетливой дикцией │ │ │ │
│ │при осознанном формировании │ │ │ │
│ │согласных и гласных звуков; │ │ │ │
│ │ навыками работы в историческом│ │ │ │
│ │костюме, необходимыми в создании│ │ │ │
│ │полноценного сценического │ │ │ │
│ │образа, развитым воображением, │ │ │ │
│ │сценическим вниманием, │ │ │ │
│ │выработанными навыками │ │ │ │
│ │сценического существования в │ │ │ │
│ │предлагаемых обстоятельствах, │ │ │ │
│ │навыками использования грима │ │ │ │
│ │различных типов, стилей и │ │ │ │
│ │характеров, обусловленных │ │ │ │
│ │сценической задачей, основами │ │ │ │
│ │макияжа; │ │ │ │
│ │ опытом публичных выступлений. │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│ │ Специализация 01 - Искусство │ 13 │Камерное пение│ПСК-1 │
│ │оперного пения │ │Сценическая │ПСК-2 │
│ │ В результате изучения │ │речь │ПСК-3 │
│ │дисциплин специализации │ │ │ │
│ │обучающийся должен: │ │ │ │
│ │ знать: │ │ │ │
│ │ камерно-вокальный репертуар, │ │ │ │
│ │историю развития камерных жанров│ │ │ │
│ │в вокальном искусстве, │ │ │ │
│ │романсово-песенную литературу, │ │ │ │
│ │традиции исполнения наиболее │ │ │ │
│ │известных музыкальных │ │ │ │
│ │произведений камерно-вокального │ │ │ │
│ │жанра различных композиторов, │ │ │ │
│ │особенности различных │ │ │ │
│ │композиторских стилей, │ │ │ │
│ │звукозаписи исполнения камерно- │ │ │ │
│ │вокальной музыки современными │ │ │ │
│ │певцами; │ │ │ │
│ │ основные законы орфоэпии; │ │ │ │
│ │ уметь: │ │ │ │
│ │ проникать в содержание и стиль│ │ │ │
│ │исполняемого произведения, │ │ │ │
│ │работать с концертмейстером над │ │ │ │
│ │музыкальным произведением, │ │ │ │
│ │выстраивать репетиционный │ │ │ │
│ │процесс, четко и ясно │ │ │ │
│ │произносить текст, используя все│ │ │ │
│ │модуляции голоса, поэтично и │ │ │ │
│ │выразительно доносить текст до │ │ │ │
│ │слушателя; │ │ │ │
│ │ владеть: │ │ │ │
│ │ произношением и лексикой на │ │ │ │
│ │немецком, итальянском и │ │ │ │
│ │французском языках; │ │ │ │
│ │ отчетливой дикцией при │ │ │ │
│ │осознанном формировании │ │ │ │
│ │согласных и гласных звуков, │ │ │ │
│ │музыкальной формой; │ │ │ │
│ │ навыками прочтения │ │ │ │
│ │поэтического текста и воплощения│ │ │ │
│ │его содержания в интонации, │ │ │ │
│ │жесте, тембре. │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│ │ Специализация 02 - Вокальное │ 13 │Сценическая │ПСК-4 │
│ │искусство в оперетте │ │речь │ПСК-5 │
│ │ В результате изучения │ │Пластика в │ПСК-6 │
│ │дисциплин специализации │ │музыкальном │ПСК-7 │
│ │обучающийся должен: │ │спектакле │ │
│ │знать: │ │ │ │
│ │ специфику пластики в │ │ │ │
│ │музыкальном театре; │ │ │ │
│ │ историю танца, костюмов и │ │ │ │
│ │быта; │ │ │ │
│ │ основы сценического движения; │ │ │ │
│ │ владеть: │ │ │ │
│ │ специальным стилевым │ │ │ │
│ │пластическим тренингом артиста │ │ │ │
│ │музыкального театра в связи с │ │ │ │
│ │участием в конкретном спектакле,│ │ │ │
│ │системой упражнений │ │ │ │
│ │артикуляционного аппарата, │ │ │ │
│ │навыками выразительной, │ │ │ │
│ │интонационно-окрашенной речи, │ │ │ │
│ │навыками драматического │ │ │ │
│ │искусства - убедительного │ │ │ │
│ │действия "словом", координацией │ │ │ │
│ │сценического движения и речи; │ │ │ │
│ │ свободой мышц, динамичностью, │ │ │ │
│ │силой, гибкостью, ловкостью, │ │ │ │
│ │равновесием, сценической │ │ │ │
│ │гимнастикой, сценическим боем, │ │ │ │
│ │основами акробатики; │ │ │ │
│ │ уметь: │ │ │ │
│ │ применять на практике │ │ │ │
│ │танцевальные навыки, навыки │ │ │ │
│ │сценического движения, │ │ │ │
│ │передавать характер и образ │ │ │ │
│ │через осанку, сценическое │ │ │ │
│ │поведение, индивидуальный │ │ │ │
│ │ритмический рисунок танца. │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│ │ Модуль педагогической │ 14 │История │ПК-22 │
│ │подготовки │ │исполнительс- │ПК-23 │
│ │Базовая часть │ │кого искусства│ПК-24 │
│ │В результате изучения дисциплин │ │Методика │ПК-25 │
│ │базовой части цикла обучающийся │ │обучения │ПК-26 │
│ │должен: │ │Музыкальная │ПК-27 │
│ │знать: │ │психология │ │
│ │ основные принципы │ │Музыкальное │ │
│ │отечественной и зарубежной │ │исполнительст-│ │
│ │вокальной педагогики, различные │ │во и │ │
│ │методы преподавания; │ │педагогика │ │
│ │ вокально-методическую │ │ │ │
│ │литературу, сольный концертный │ │ │ │
│ │репертуар; │ │ │ │
│ │ историю вокального │ │ │ │
│ │исполнительства, особенности │ │ │ │
│ │наиболее значительных вокально- │ │ │ │
│ │исполнительских стилей, │ │ │ │
│ │особенности национальных │ │ │ │
│ │вокальных школ (итальянской, │ │ │ │
│ │французской, немецкой, русской);│ │ │ │
│ │ искусство выдающихся │ │ │ │
│ │представителей вокального │ │ │ │
│ │исполнительства и педагогики │ │ │ │
│ │разных стран и эпох; │ │ │ │
│ │ особенности строения и работы │ │ │ │
│ │голосового аппарата певца, │ │ │ │
│ │акустику и психофизиологию │ │ │ │
│ │пения; │ │ │ │
│ │ вокально-методическую │ │ │ │
│ │литературу в области вокального │ │ │ │
│ │искусства; │ │ │ │
│ │ основы музыкальной психологии:│ │ │ │
│ │особенности слуха музыканта, │ │ │ │
│ │психологические факторы развития│ │ │ │
│ │музыкальной памяти, воображения │ │ │ │
│ │и мышления, психологию │ │ │ │
│ │музыкального творчества и │ │ │ │
│ │восприятия музыки, │ │ │ │
│ │психологические особенности │ │ │ │
│ │разных возрастов и типов │ │ │ │
│ │личности и темперамента; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │ проводить урок вокала и │ │ │ │
│ │применять на практике различные │ │ │ │
│ │педагогические методы и подходы │ │ │ │
│ │при обучении пению; │ │ │ │
│ │ систематизировать знания в │ │ │ │
│ │области теории и истории │ │ │ │
│ │вокального исполнительства, │ │ │ │
│ │понимать взаимосвязи вокального │ │ │ │
│ │исполнительства с вокальной │ │ │ │
│ │методикой и педагогикой; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │ методикой постановки │ │ │ │
│ │интонационно-ритмических и │ │ │ │
│ │художественно-исполнительских │ │ │ │
│ │задач, методикой работы над │ │ │ │
│ │преодолением заложенных в │ │ │ │
│ │вокально-педагогическом │ │ │ │
│ │репертуаре трудностей; │ │ │ │
│ │ навыками психологического │ │ │ │
│ │воздействия на обучающегося с │ │ │ │
│ │целью нахождения наиболее │ │ │ │
│ │оптимального пути его развития; │ │ │ │
│ │ основами общей педагогики │ │ │ │
│ │(предмет, задача и методология);│ │ │ │
│ │навыками работы над рефератами и│ │ │ │
│ │учебно-методическими пособиями. │ │ │ │
│ ├────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│ │Вариативная часть │ 20 │ │ │
│ │(знания, умения, навыки │ │ │ │
│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│С.4 │Учебная и производственная │ 22 │Практика │ПК-13 │
│ │практики, научно- │ │работы в │ПК-14 │
│ │исследовательская работа │ │театре │ПК-16 │
│ │определяются ООП вуза │ │Педагогическая│ПК-17 │
│ │ │ │практика │ПК-18 │
│ │ │ │Исполнительс- │ПК-21 │
│ │ │ │кая практика │ПСК-1 │
│ │ │ │ │ПСК-4 │
│ │ │ │ │ПК-23 │
│ │ │ │ │ПК-24 │
│ │ │ │ │ПК-25 │
├────┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│С.5 │Физическая культура (изучается в│ 2 │ │ОК-13 │
│ │профессиональном цикле модуля │ │ │ │
│ │подготовки певца оперного или │ │ │ │
│ │музыкального театра) │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│С.6 │Итоговая государственная │ 10 │ │ │
│ │аттестация │ │ │ │
├────┼────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┼──────────┤
│ │Общая трудоемкость основной │ 300 │ │ │
│ │образовательной программы │ │ │ │
└────┴────────────────────────────────┴─────────┴──────────────┴──────────┘
--------------------------------
<*> Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей