XI.1. Научная правовая экспертиза и подготовка экспертных заключений на проекты федеральных законов

XI.1. Научная правовая экспертиза и подготовка экспертных

заключений на проекты федеральных законов

(введено Приказом МВД России от 18.02.2019 N 75)

166.2. Научная правовая экспертиза проектов федеральных законов и подготовка экспертных заключений по ним осуществляются ФГКУ "ВНИИ МВД России" в целях определения степени научной проработанности, качества, обоснованности и своевременности принятия проектов федеральных законов, определения возможной эффективности и возможных отрицательных последствий их применения, а также разработки соответствующих предложений и рекомендаций по указанным проектам <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "экспертное заключение".

По итогам проведения научной правовой экспертизы готовится заключение по форме, предусмотренной приложением N 7.1 к настоящим Правилам.

(в ред. Приказа МВД России от 10.12.2020 N 860)

(см. текст в предыдущей редакции)

166.3. В ФГКУ "ВНИИ МВД России" для проведения научной правовой экспертизы и подготовки экспертных заключений направляются разрабатываемые в системе МВД России проекты федеральных законов, а также проекты федеральных законов, поступившие в МВД России на согласование или для подготовки заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации.

Подготовка экспертных заключений по проектам федеральных законов также может быть поручена ФГКУ "ВНИИ МВД России" статс-секретарем - заместителем Министра.

(абзац введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

166.4. Согласованный (завизированный) руководителем подразделения МВД России, являющегося головным разработчиком, проект федерального закона направляется на согласование в заинтересованные подразделения Министерства (при необходимости в территориальные органы МВД России) и одновременно в соответствии с пунктами 166.2 - 166.9 настоящих Правил в ФГКУ "ВНИИ МВД России" для проведения научной правовой экспертизы и подготовки экспертного заключения.

(в ред. Приказа МВД России от 10.12.2020 N 860)

(см. текст в предыдущей редакции)

166.5. ФГКУ "ВНИИ МВД России":

166.5.1. Организует проведение научной правовой экспертизы проектов федеральных законов и подготовку экспертных заключений по ним.

166.5.2. По результатам рассмотрения подготовленных в МВД России проектов федеральных законов представляет экспертное заключение по ним в структурное подразделение МВД России, являющееся головным исполнителем (разработчиком) в МВД России по разрабатываемому проекту федерального закона, в течение 15 календарных дней со дня его поступления.

166.5.3. По результатам рассмотрения поступивших в МВД России на согласование или для подготовки заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации проектов федеральных законов представляет экспертное заключение по ним в срок, установленный Регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 17 октября 2013 г. N 850, в структурное подразделение МВД России, определенное в качестве головного исполнителя в МВД России.

166.6. В случае необходимости и (или) невозможности подготовки экспертного заключения в установленный срок (в силу значительного объема проекта федерального закона и прилагаемых к нему документов и материалов; большого массива нормативных правовых актов, требующих дополнительного изучения) срок подготовки экспертного заключения в ФГКУ "ВНИИ МВД России" может быть продлен по решению статс-секретаря - заместителя Министра, но не более чем на один месяц.

166.7. По решению статс-секретаря - заместителя Министра может проводиться повторная научная правовая экспертиза проекта федерального закона с подготовкой нового экспертного заключения, которая, как правило, проводится в семидневный срок со дня его поступления в ФГКУ "ВНИИ МВД России".

166.8. По решению статс-секретаря - заместителя Министра срок подготовки экспертного заключения, в том числе повторного, может быть сокращен.

166.9. При необходимости оперативного решения вопросов служебной деятельности по решению статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации научная правовая экспертиза проекта федерального закона может не проводиться, а экспертное заключение не готовиться.

166.10. В случае выявления несоответствия предмета поступившего проекта федерального закона предмету деятельности ФГКУ "ВНИИ МВД России", определенного нормативным правовым актом МВД России <1>, а также технического характера изменений ФГКУ "ВНИИ МВД России" уведомляет головного разработчика (исполнителя) в МВД России о невозможности (отсутствии необходимости) проведения научной правовой экспертизы с указанием причин.

(п. 166.10 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

--------------------------------

<1> Предмет деятельности ФГКУ "ВНИИ МВД России" определен Уставом федерального государственного казенного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденным приказом МВД России от 25 июля 2014 г. N 612.

(сноска введена Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

166.11. Под изменениями технического характера для целей настоящих Правил понимаются изменения, не влекущие юридически значимых последствий, не допускающие возникновение прав и обязанностей и не содержащие правовых норм.

(п. 166.11 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

166.12. При одновременном наличии в поступившем проекте федерального закона положений, предусматривающих технические изменения, наряду с содержательными, научная правовая экспертиза проводится и заключение готовится.

(п. 166.12 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

166.13. Экспертное заключение состоит из вступительной, общей и резолютивной частей.

(п. 166.13 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

166.14. Вступительная часть содержит:

информацию о разработчике проекта федерального закона;

основание разработки проекта федерального закона;

информацию о рассмотрении проекта федерального закона, характере имеющихся экспертных заключений, ранее подготовленных ФГКУ "ВНИИ МВД России" по данному вопросу.

(п. 166.14 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

166.15. Общая часть состоит из обязательной и факультативной частей.

(п. 166.15 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

166.16. Обязательная часть содержит:

обоснование актуальности (своевременности) разработки проекта федерального закона;

вывод о соответствии проекта федерального закона законодательству Российской Федерации;

вывод о научной проработанности используемой в проекте федерального закона терминологии;

вывод о логической взаимоувязанности элементов правовых норм проекта федерального закона;

итоги проработки форм и способов изложения норм проекта федерального закона на предмет конкретности, формальной определенности, недвусмысленности, компактности, непротиворечивости, ясности, понятности, способствующих их правильному правоприменению;

итоги проработки логической связи с отсылочными и бланкетными нормами, степени перегруженности ими текста проекта федерального закона;

итоги анализа степени предполагаемой эффективности применения положений проекта федерального закона в случае его принятия;

итоги проработки позитивных и возможных негативных последствий применения положений проекта федерального закона в целом либо его отдельных положений в случае его принятия;

итоги анализа положений проекта федерального закона на соответствие целям и задачам, указанным в поручении на разработку (в отношении проектов федеральных законов, поступивших в МВД России для подготовки проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации, проводится анализ соответствия целям и задачам, указанным в прилагаемой пояснительной записке).

(п. 166.16 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

166.17. Факультативная часть содержит итоги:

изучения научных материалов по тематике проекта федерального закона (монографии, диссертации, научные статьи, справочные материалы, учебные пособия и т.д.);

изучения зарубежного и отечественного опыта регулирования схожих общественных отношений, на регулирование которых направлен проект федерального закона;

ретроспективного анализа отечественного законодательства;

проработки альтернативных вариантов нормативного регулирования правоотношений, предлагаемых научным сообществом;

изучения обоснованности предлагаемых проектом федерального закона решений с учетом тенденции и перспектив развития соответствующей отрасли права.

(п. 166.17 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

166.18. Резолютивная часть содержит:

замечания и рекомендации (предложения) по проекту федерального закона;

общий оценочный вывод по представленному проекту федерального закона.

(п. 166.18 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

166.19. По проектам федеральных законов, разрабатываемым в системе МВД России, ФГКУ "ВНИИ МВД России" готовит экспертное заключение, в общую часть которого включает обязательную и факультативную части.

(п. 166.19 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

166.20. По проектам федеральных законов, поступившим в МВД России на согласование или для подготовки заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации, ФГКУ "ВНИИ МВД России" готовит экспертное заключение, в общую часть которого включает только обязательную часть.

(п. 166.20 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

166.21. Головной разработчик проекта федерального закона в МВД России изучает содержащуюся в поступившем экспертном заключении ФГКУ "ВНИИ МВД России" аргументированную информацию, дополнительно обосновывающую необходимость принятия проекта федерального закона, его востребованность и актуальность, которая может быть учтена в случае доработки проекта федерального закона.

(п. 166.21 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)