ж) подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле

В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

При этом под "определенным сроком" следует понимать срок, установленный сторонами в договоре поставки продовольственных товаров, которым, в частности, может быть срок реализации товаров, срок хранения товаров, срок годности товаров.

Учитывая, что торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (пункт 1 статьи 2 Закона о торговле), отношения, возникающие при осуществлении торговой деятельности, регулируются гражданским законодательством (пункт 1 статьи 2 ГК).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ГК гражданское законодательство состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1, 2 статьи 2 ГК.

Так, например, положения Санитарных правил и норм "Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий" СанПиН 2.3.4.545-96, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20, не могут являться основанием для навязывания контрагенту условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.

Таким образом, стороны договора поставки вправе включать в договор условие о возврате хлеба и хлебобулочных изделий, подлежащих изъятию из торгового зала по истечении сроков их продажи.

При этом предложение о включении в договор поставки условия о возврате хлеба и хлебобулочных изделий поставщику не рассматривается в качестве навязывания условий, запрещенных подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле.