Письмо ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 17.12.2007 N 115 "О порядке использования ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию педагогическими работниками"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 декабря 2007 г. N 115
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ
КОМПЕНСАЦИИ НА КНИГОИЗДАТЕЛЬСКУЮ ПРОДУКЦИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
В ЦК профсоюза поступают многочисленные обращения от территориальных организаций профсоюза и педагогических работников по вопросу о том, что в последнее время органы управления в сфере образования, руководители образовательных учреждений, а также финансовые органы, ссылаясь на разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, содержащиеся в форме писем в различных справочных правовых базах данных, сети Интернет и других источниках, требуют от педагогических работников отчетные документы об использовании ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 8 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
По имеющейся у нас информации, в различных информационных системах размещены письма за подписью заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулина от 05.02.2007 N 03-04-06-01/25, от 06.07.2007 N 03-04-06-01/217, в которых содержатся утверждения о том, что работник должен представлять соответствующие документы, подтверждающие понесенные расходы на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, либо вышеназванную компенсацию следует начислять только после представления работником документов, подтверждающих понесенные расходы, а если работник осуществил подписку на книгоиздательскую продукцию на полгода или на год, то освобождение от налогообложения такой компенсации производится ежемесячно в пределах норм, установленных законом, и суммы понесенных расходов.
Такие разъяснения, по нашему мнению, являются не только не обоснованными, но и не правомерными и не подлежат применению по следующим основаниям.
Пунктом 8 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) определено право педагогических работников образовательных учреждений на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также установлен ее размер для педагогических и руководящих работников федеральных образовательных учреждений. При этом Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, т.е. законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.
Указанной статьей органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, а органам местного самоуправления - для работников муниципальных образовательных учреждений.
Также следует иметь в виду, что данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.
Учитывая это, в свое время Минобразование России в письме от 25.11.98 N 20-58-4046/20-4 "О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений" указало, что требование с педагогических работников образовательных учреждений представления каких-либо чеков или квитанций о приобретении ими книгоиздательской продукции или о подписке на периодические издания является неправомерным.
Кроме того, необходимо учитывать, что разъяснения, направляемые Минфином России и его департаментами в виде писем, адресованных конкретным заявителям, не являются нормативными правовыми актами и не могут содержать правовых норм или их изменять (письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 о порядке разъяснения законодательства о налогах и сборах).
Следовательно, письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, из которых следует, что педагогические работники должны представлять соответствующие документы, подтверждающие понесенные расходы на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, которые к тому же по своему содержанию не касаются непосредственно вопроса о разъяснении правовых норм, относящихся к законодательству о налогах и сборах, не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
Таким образом, органы управления в сфере образования, образовательные учреждения не вправе требовать от педагогических работников отчета об использовании ими ежемесячной денежной компенсации.
В этой связи обращаем внимание территориальных организаций профсоюза на необходимость оперативного реагирования и принятия конкретных мер по фактам нарушения прав педагогических работников по данному вопросу вплоть до судебного и иного обжалования неправомерных действий и решений.
Кроме того, доводим до сведения, что ЦК профсоюза в 2007 году неоднократно обращался в Минфин России с просьбой внести соответствующие изменения в эти разъяснения, но в ответ было сообщено, что оснований для корректировки изложенной позиции не имеется.
В целях разрешения этой проблемы, руководствуясь Законом РФ "Об образовании", а также основываясь на многолетней практике применения этой нормы без представления отчетных документов, что подтверждается в том числе вышеуказанным письмом Минобразования России, ЦК профсоюза обратился к заместителю Председателя Правительства РФ Д.А. Медведеву, заместителю Председателя Правительства РФ - министру финансов РФ А.Л. Кудрину и министру образования РФ А.А. Фурсенко с просьбой принять меры, исключающие возможность введения необоснованного порядка представления отчетных документов по использованию педагогическими работниками ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания.
Г.МЕРКУЛОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей