Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

умением представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

умением анализировать социально значимые процессы и явления, ответственно подходить к участию в общественно-политической жизни (ОК-2);

знанием методов осуществления просветительной и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владением методами пропаганды научных достижений (ОК-3);

свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-4);

знанием методов социального взаимодействия на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрирует уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-5);

владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-6);

умением самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций (ОК-7);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

умением находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-10);

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-11);

умением работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

умением использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-13);

готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-14);

умением использовать полученные знания для обучения и воспитания новых кадров, осознает необходимость своего постоянного профессионального развития и творческого потенциала (ОК-15).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:

умением действовать в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ (ПК-1);

умением самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-2);

умением работать в многонациональном коллективе, готовностью в качестве лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК-3);

демонстрацией понимания значимости своей будущей специальности, стремлением к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ПК-4);

умением самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ПК-5);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-6);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-7);

готовностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (ПК-8);

готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии (ПК-9);

готовностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-10);

умением описать математическими методами процессы и явления, необходимость исследования которых возникает в профессиональной деятельности (ПК-11);

в научно-исследовательской деятельности:

умением использовать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт в области проектирования и эксплуатации АС (ПК-12);

умением проводить математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований (ПК-13);

готовностью к проведению исследования и участия в испытании основного оборудования атомных электрических станций и ядерных энергетических установок в процессе разработки, создания, монтажа, наладки и эксплуатации (ПК-14);

умением использовать технические средства для измерения основных параметров объектов исследования, готовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-15);

умением составить отчет по выполненному заданию, готовностью к участию во внедрении результатов исследований и разработок в области проектирования и эксплуатации АС (ПК-16);

в проектной деятельности:

владением основами расчета на прочность элементов конструкций, механизмов и машин, подходами к обоснованному выбору способа обработки и соединения элементов энергетического оборудования (ПК-17);

умением обоснованно выбирать средства измерения теплофизических параметров, оценивать погрешности результатов измерений (ПК-18);

умением проводить анализ и оценку степени экологической опасности производственной деятельности человека на стадиях исследования, проектирования, производства и эксплуатации технических объектов, владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-19);

умением формулировать цели проекта, выбирать критерии и показатели, выявлять приоритеты решения задач (ПК-20);

готовностью к разработке проектов узлов и элементов аппаратов и систем в соответствии с техническим заданием с использованием средств автоматизации проектирования, использование в разработке технических проектов новых информационных технологий (ПК-21);

готовностью к разработке проектной и рабочей технической документации, к оформлению законченных проектно-конструкторских работ в области проектирования АС (ПК-22);

готовностью участвовать в проектировании основного оборудования, систем контроля, диагностики и управления ядерных энергетических установок с учетом экологических требований и безопасной работы (ПК-23);

готовностью к проведению предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов в области проектирования ядерных энергетических установок (ПК-24);

владением подготовкой исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического анализа проектов существующих и проектируемых АС (ПК-25);

умением использовать информационные технологии при разработке новых установок, материалов, приборов и систем, имеет навыки сбора, анализа и подготовки исходных данных для информационных систем проектов АС и их компонентов (ПК-26);

в производственно-технологической деятельности:

умением анализировать нейтронно-физические, технологические процессы и алгоритмы контроля, диагностики, управления и защиты АС с целью обеспечения их эффективной и безопасной работы (ПК-27);

умением проводить нейтронно-физические и теплогидравлические расчеты оборудования АС в стационарных и нестационарных режимах работы (ПК-28);

умением сделать оценку ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации ядерных энергетических установок, а также при обращении с ядерным топливом и другими отходами (ПК-29);

умением использовать средства автоматизированного управления, защиты и контроля технологических процессов (ПК-30);

знанием основ обеспечения оптимальных режимов работы ядерного реактора, тепломеханического оборудования и энергоблока АС в целом при пуске, останове, работе на мощности и переходе с одного уровня мощности на другой с соблюдением требований безопасности (ПК-31);

умением анализировать технологии монтажа, ремонта и демонтажа оборудования АС применительно к условиям сооружения, эксплуатации и снятия с эксплуатации энергоблоков АС (ПК-32);

готовностью к организации рабочих мест, их техническому оснащению, размещению технологического оборудования (ПК-33);

готовностью к контролю за соблюдением технологической дисциплины и обслуживанию технологического оборудования (ПК-34);

в организационно-управленческой деятельности:

умением составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, планы, сметы, заявки на материалы, оборудование), а также установленную отчетность по утвержденным формам (ПК-35);

умением выполнять работы по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-36);

готовностью к организации работы малых коллективов исполнителей, планированию работы персонала и фондов оплаты труда (ПК-37);

умением организовывать экспертизу технической документации, готов к исследованию причин неисправностей оборудования, принятию мер по их устранению (ПК-38);

умением проводить анализ производственных затрат на обеспечение необходимого качества продукции (ПК-39);

умением осуществлять и анализировать технологическую деятельность как объект управления (ПК-40).

Специализация N 1 "Проектирование и эксплуатация атомных станций" (ПЭ АС):

научно-исследовательские компетенции:

умением составлять тепловые схемы и математические модели процессов и аппаратов преобразования ядерной энергии топлива в тепловую и электрическую энергию (ПСК-1.1);

готовностью к проведению физических экспериментов на этапах физического и энергетического пуска энергоблока с целью определения нейтронно-физических параметров реакторной установки и АС в целом (ПСК-1.2);

умением использовать математические модели и программные комплексы для численного анализа всей совокупности процессов в ядерно-энергетическом и тепломеханическом оборудовании АС (ПСК-1.3);

умением выполнять теплогидравлические, нейтронно-физические и прочностные расчеты узлов и элементов проектируемого оборудования с использованием современных средств (ПСК-1.4);

проектно-конструкторские компетенции:

готовностью к разработке проектов элементов и систем АС с целью их модернизации и улучшения технико-экономических показателей с использованием современных средств проектирования и новых информационных технологий (ПСК-1.5);

готовностью к проведению предварительного технико-экономического анализа разработок текущих и перспективных АС (ПСК-1.6);

умением подготовить исходные данные для расчета тепловых схем различных типов АС (ПСК-1.7);

умением проводить эскизное и предэскизное проектирование и конструирование элементов и систем АС с учетом принципов и средств обеспечения ядерной и радиационной безопасности (ПСК-1.8);

умением проводить экспертизу технической документации основного оборудования АС, исследования причин неисправностей технологического оборудования, находить пути их устранения (ПСК-1.9);

умением формулировать исходные данные, выбирать и обосновывать научно-технические и организационные решения в области проектирования элементов и систем АС (ПСК-1.10);

производственно-технологические компетенции:

умением выполнять работы по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем и оборудования ядерных энергетических установок (ПСК-1.11);

умением применять на практике принципы организации эксплуатации АС, а также понимать принципиальные особенности стационарных и переходных режимов реакторных установок и энергоблоков при нормальной эксплуатации, при ее нарушениях, при ремонте и перегрузках (ПСК-1.12);

пониманием причин накладываемых на режимы ограничений, связанных с требованиями по безопасности и особенностями конструкций основного оборудования и возможностями технологических схем АС (ПСК-1.13);

умением выполнять типовые операции по управлению реактором и энергоблоком на функционально-аналитическом тренажере (ПСК-1.14);

готовностью применять принципы обеспечения оптимальных режимов работы ядерного реактора, тепломеханического оборудования и энергоблока в целом при различных режимах работы АС с соблюдением требований безопасности (ПСК-1.15).

Специализация N 2 "Системы контроля и управления АС" (СКУ АС):

научно-исследовательские компетенции:

знанием принципов построения измерительных преобразователей, вторичных измерительных приборов, органов управления, автоматических и автоматизированных систем контроля, диагностики и управления технологическими процессами АС (ПСК-2.1);

знанием и способностью использовать методы математического моделирования процессов в оборудовании АС для анализа и синтеза систем контроля, диагностики и управления (ПСК-2.2);

умением разрабатывать и использовать программные модели объекта и алгоритмов управления для проведения исследований в области контроля, диагностики, управления и защиты АС (ПСК-2.3);

знанием теоретических основ информационной техники и систем управления и умением использовать их для анализа и синтеза информационно-измерительных, информационных и управляющих систем АС (ПСК-2.4);

владением современными информационными технологиями, программно-инструментальными средствами, инженерными пакетами систем автоматизированного проектирования (САПР) и способностью их эффективно использовать для проведения научных исследований и вычислительных экспериментов (ПСК-2.5);

проектно-конструкторские компетенции:

умением использовать современную элементную базу электроники и автоматики, базовые элементы аналоговых и цифровых устройств для создания систем контроля, диагностики и управления (ПСК-2.6);

способностью подготовить технические требования, задания и исходные данные для проектирования и эксплуатации автоматизированных систем контроля, диагностики и управления АС и их элементов (ПСК-2.7);

умением проводить расчеты электронных схем измерительных преобразователей, систем контроля, диагностики и управления (ПСК-2.8);

умением разрабатывать аппаратуру систем контроля и управления на основе микропроцессорной техники (ПСК-2.9);

готовностью к проведению предварительного технико-экономического анализа текущих и перспективных разработок электронных систем контроля, систем автоматического и автоматизированного управления АС (ПСК-2.10);

умением проводить эскизное проектирование перспективных систем автоматики и электроники физических и ядерных энергетических установок (ПСК-2.11);

умением применять современные пакеты САПР при выполнении структурного, схемотехнического, технического и конструкторского проектирования в профессиональной деятельности, базовые языки программирования при разработке прикладного программного обеспечения (ПСК-2.12);

владением методологией системной инженерии, средствами создания электронных проектов АСУТП АС и ее компонентов в соответствии с международными и отечественными стандартами (ПСК-2.13);

производственно-технологические компетенции:

готовностью к эксплуатации действующих на АС приборов и аппаратуры систем контроля, защиты и управления технологическими процессами, программно-технических комплексов АСУТП АС (ПСК-2.14);

умением проводить сборку и настройку измерительных преобразователей и вторичных приборов, наладку средств низовой автоматики и программно-технических комплексов систем автоматизированного управления АС (ПСК-2.15);

умением находить неисправности в приборах и аппаратуре систем контроля и автоматики, умеет диагностировать состояние программно-технических комплексов систем автоматизированного управления АС и восстанавливать их работоспособность (ПСК-2.16);

готовностью к контролю и осознанию ответственности соблюдения экологической безопасности и техники безопасности на основе утвержденных норм и правил на предприятии (ПСК-2.17);

умением разрабатывать и оформлять техническую и эксплуатационную документацию, эффективно взаимодействовать со специалистами смежных профилей (ПСК-2.18).

Специализация N 3 "Радиационная безопасность АС" (РБ АС):

научно-исследовательские компетенции:

способностью разрабатывать и модернизировать компьютерные программы для расчета распространения излучений в однородных и неоднородных средах (ПСК-3.1);

готовностью к разработке новых блоков детектирования дозиметрической, радиометрической и спектрометрической аппаратуры для анализа полей излучения на АС и технологического радиационного контроля (ПСК-3.2);

готовностью к анализу миграции радионуклидов в окружающей среде, оценке накопления доз внутреннего облучения, базируясь на рекомендованных Международной комиссией по радиологической защите (МКРЗ) камерных моделях (ПСК-3.3);

умением проводить физические эксперименты по определению характеристик полей излучений, оценивать погрешности измерений и грамотно интерпретировать результаты измерений (ПСК-3.4);

проектно-конструкторские компетенции:

способностью к подготовке и анализу информационных данных для расчета биологических защит радиационно опасных объектов АС (ПСК-3.5);

готовностью к оценке надежности элементов АС, к оценке риска для персонала, населения и окружающей среды, к разработке сценариев проектных и запроектных аварий (ПСК-3.6);

готовностью к проектированию систем автоматического контроля радиационной безопасности (АКРБ) на АС, разработке технических заданий на модернизацию и создание новых элементов АКРБ (ПСК-3.7);

способностью к проектированию систем безопасного обращения с облученным ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными жидкими и твердыми отходами (ЖРО и ТРО) (ПСК-3.8);

способностью к проектированию биологических защит радиационно опасных объектов АС, используя пакеты прикладных программ (ПСК-3.9);

организационно-управленческие компетенции:

способностью к проведению экспертизы комплекса мероприятий по радиационной защите персонала АС и населения (ПСК-3.10);

умением выбирать и обосновывать научно-технические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности персонала, населения и окружающей среды (ПСК-3.11);

способностью к выполнению работ по метрологическому обеспечению работ, снятию с эксплуатации устаревшего оборудования, формулированию требований к новому приобретаемому оборудованию (ПСК-3.12);

производственно-технологические компетенции:

умением исследовать радиационные поля в производственных условиях, разрабатывать способы снижения радиационных нагрузок (ПСК-3.13);

способностью к наладке, испытанию, поверке аппаратуры радиационного контроля в производственных условиях (ПСК-3.14);

готовностью по отклонению параметров, измеряемых аппаратурой радиационного контроля, прогнозировать возможные аварийные ситуации (ПСК-3.15);

готовностью к неукоснительному соблюдению в практической деятельности законов Российской Федерации в области использования атомной энергии, радиационной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, норм и правил радиационной безопасности, способностью проводить разъяснительную работу о безопасности функционирования АС с персоналом и населением, проживающим на наблюдаемой территории (ПСК-3.16).