1. Региональный уровень нормативного подушевого финансирования

1.1. При расчете регионального норматива финансирования целесообразно учитывать расходы на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации в части расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расходов на развитие игровой среды и наглядно-методические пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Региональный норматив учитывается при определении субвенций или дотаций местным бюджетам.

1.2. Законы или иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие норматив финансирования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержат порядок расчета нормативов для определения общего объема бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

1.3. При определении регионального норматива предусматривается применение системы поправочных коэффициентов, учитывающих объективно существующие условия осуществления образовательного процесса и особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

1.4. Региональный норматив финансирования (РНФ) - это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях данного региона в расчете на одного воспитанника в год, с учетом различий в стоимости оказываемой услуги дошкольного образования в зависимости от нахождения учреждения (городская и сельская местность), направленности образовательной программы, вида учреждения. Региональный норматив дифференцируется в зависимости от категорий воспитанников образовательных учреждений (условно здоровых детей, посещающих группы общеразвивающей направленности; детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих группы комбинированной или компенсирующей направленности; детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей, посещающий группы оздоровительной направленности). При расчете норматива могут учитываться и возрастные категории воспитанников образовательных учреждений. В связи с изложенным далее будет употребляться термин "региональный норматив финансирования для i-той категории воспитанников".

Региональный норматив финансирования должен учитывать следующие расходы на год:

оплату труда работников образовательных учреждений с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с учетом оплаты замен, больничных листов, учебных отпусков, компенсаций к отпуску и других выплат;

расходы, непосредственно связанные с обеспечением учебно-воспитательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, учебного оборудования (в т.ч. учебной мебели), расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью и др.);

иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.), за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1.1. Общий объем расходов, необходимых местным бюджетам, для реализации в образовательных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, учебных и хозяйственных расходов (за исключением расходов на питание детей, содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), рассчитывается для каждого муниципального образования как сумма базового и дополнительного объема финансирования:

00000001.wmz, где

00000002.wmz- общий объем бюджетных средств для j-го муниципального образования;

00000003.wmz- базовый объем бюджетных средств для j-го муниципального образования;

00000004.wmz- дополнительный объем бюджетных средств для j-го муниципального образования.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1.4. Базовый объем бюджетных средств, необходимых j-му муниципальному образованию, определяется по формуле:

00000005.wmz, где

00000006.wmz- региональный норматив финансирования, установленный для k-той категории воспитанников;

00000007.wmz- контингент k-той категории воспитанников образовательных учреждений j-го муниципального образования.

1.6. Региональные нормативы финансирования расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации в расчете на одного воспитанника исчисляются по формуле:

00000008.wmz, где

00000009.wmz- базовый норматив финансирования оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-той категории;

00000010.wmz- норматив расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса в расчете на одного воспитанника k-той категории.

1.7. Базовый норматив 00000011.wmz финансирования оплаты труда работников образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-той категории в год определяется по следующей формуле:

00000012.wmz, где

00000013.wmz- средний размер оплаты труда в месяц, установленный в субъекте Российской Федерации;

00000014.wmz- среднее число часов нахождения воспитанника k-той категории в дошкольном образовательном учреждении в день;

00000015.wmz- плановое количество детодней, установленное для k-той категории воспитанников (дней посещения ребенком образовательного учреждения) в год;

00000016.wmz- среднемесячная нагрузка одного воспитателя (других педагогов) в соответствии с действующим законодательством при работе с воспитанниками k-той категории;

00000017.wmz- нормативная наполняемость группы образовательного учреждения для k-той категории воспитанников;

Кстим - коэффициент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников на стимулирующую часть фонда оплаты труда (рекомендуемое значение Кстим = 1,3);

Квсп - коэффициент, учитывающий нормативное соотношение ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;

Кком - коэффициент, учитывающий выплаты компенсирующего характера;

Кн - коэффициент отчислений по единому социальному налогу.

Нормативная наполняемость группы образовательного учреждения устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в количестве, не превышающем предельную наполняемость, определенную федеральными нормативными правовыми актами <*>.

--------------------------------

<*> Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666.

1.8. Норматив расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса 00000018.wmz определяется на каждого воспитанника в процентном отношении к общему размеру норматива расходов.

00000019.wmz, где

00000020.wmz- базовый норматив финансирования оплаты труда работников образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-той категории;

00000021.wmz- процент расходов на финансирование материальных затрат по организации воспитательно-образовательного процесса от размеров базового норматива на оплату труда в расчете на одного воспитанниками k-той категории.

Процент расходов на финансирование материальных затрат по организации воспитательно-образовательного процесса 00000022.wmz устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (рекомендуемое значение - не менее 10 - 15%).

1.9. Дополнительный объем бюджетных средств, необходимых j-му муниципальному образованию, определяется по формуле:

00000023.wmz, где

00000024.wmz- установленная j-му муниципальному образованию на переходный период адаптационная надбавка;

00000025.wmz- установленный j-му муниципальному образованию объем средств на учет объективно действующих условий осуществления воспитательно-образовательного процесса и особенностей реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательных учреждениях данного муниципального образования (например, расположенность учреждения в крупных городах, городах и поселках городского типа и крупных сельских населенных пунктах, в иных населенных пунктах в сельской местности).

1.10. Субъект Российской Федерации может создать фонд стимулирования качественно работающих образовательных учреждений и муниципальных образований, в которых созданы гибкие системы дошкольного образования, максимально удовлетворяющие запросы граждан на услуги дошкольного образования.

Порядок распределения средств фонда стимулирования определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от рейтинга муниципального образования в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации региональной системой оценки качества образования, учитывающей оценку органов общественно-государственного управления образованием.

1.11. С целью установления необходимого объема финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на переходный (адаптационный, не более трех лет) период для определения объема дотации (субвенции) каждому муниципальному образованию в объемах не ниже фактически сложившихся за последний финансовый год, к объему финансирования, определенного на основе подушевого принципа, для каждого муниципалитета однократно устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы. Адаптационная надбавка плавно снижается, стимулируя проведение мероприятий по оптимизации расходов и их приведение к нормативному уровню.

По истечении переходного периода установление муниципальному образованию адаптационной надбавки, как правило, не допускается.

1.12. Порядок предоставления и расходования средств, переданных из бюджета субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.